Рязанский народный хор представил мировую премьеру кантаты о торжестве любви
2019 год прошел в России под знаком Театра. Однако само понятие театрального искусства настолько масштабно и всеохватывающе, что под крылом Мельпомены стали появляться самые неожиданные проекты. Хоровой театр – к такому редкому жанру обратились в Рязанской филармонии. 28 ноября на ее сцене состоялась мировая премьера новой программы Государственного академического Рязанского русского народного хора им. Е. Попова – сценической кантаты «Притча», написанной композитором, лауреатом Российской Национальной оперной премии «Онегин» Рустамом Сагдиевым, в постановке режиссера Дмитрия Отяковского.
Начало кантаты переносит зрителя в далекое прошлое, во времена Древней Руси. Пустая сцена, звуки зарождающейся музыки рисуют в воображении бескрайние русские просторы. Вверх, под самые колосники, поднимаются белые полотнища, залитые красным светом: разгорается заря, зарождается новый день. Неясными тенями проносятся Духи потустороннего мира. Где-то в отдалении звучат голоса, шумит и веселится древний народ. И на границе этих двух миров появляется Мальчик, освещающий себе дорогу мерцающим огоньком… Безмолвный проводник в таинственный мир «Притчи» – истории о женской доле, сердечном выборе, разлуке и всепобеждающей силе любви.
Сюжет постановки в былинной манере повествует о свадебных обрядах и верованиях наших далеких предков. Невеста (ее партию проникновенно и чувственно исполняет Анастасия Деева) появляется на сцене с мечтательно-печальной песней «На улице дождик». Постепенно к ней присоединяются другие девушки и вовлекают подругу в обряд гадания. Вытягивая перстенек из закопченного чугунка, они делают предсказания: «Дружно жить будешь!», «К разлуке!»… И одно оказывается пророческим: «Замуж пойдешь!»
Залихватская песня и пляска знаменуют приход парней. Среди них три жениха: Богатый (Алексей Савельев), Удалой (Андрей Агапов) и Сердцу Милый (Виктор Кораблев). Они вступают в состязание за руку Невесты: молодецкий танец выглядит как настоящая битва. И хотя девушка отдает сердце Милому другу, община не одобряет ее выбор (звуки дуэта влюбленных тонут в переплетении трех песен-хороводов, звучащих одновременно: «А мы просо сеяли», «Как меня младу-младешеньку» и «Пей пиво, да не лей»). Старейшина, отец Невесты (Владимир Рогулин) своей волей отдает дочку за Богатого. С довольным видом он прячет тугой кошелек в сапог, не зная еще, что за принуждение и разлуку влюбленных сердец грядет неминуемая расплата. Огромный дракон врывается на праздник и уносит Невесту в потусторонний мир.
Очнувшись в темном лесу, девушка вовлекается духами в мистическую кадриль и постепенно утрачивает человеческий облик: вместе с такими же похищенными невестами она становится частью страшного змия. И только хороводное заклинание всей общины: «Заплетися плетень» – может лишить дракона сил. Под ударами женихов чудовище падает, но – о горе! – вместе с ним умирает и Невеста. Но Сердцу Милый великой силой любви раскручивает погребальный хоровод в обратную сторону и воскрешает возлюбленную.
«Слава, слава!» – ликует община, радостно и торжествующе чествует союз Невесты и ее избранника.
Идея создания такой необычной постановки родилась в Санкт-Петербурге, когда художественный руководитель Рязанского русского народного хора Светлана Сухова обратилась к режиссеру Дмитрию Отяковскому с предложением сделать новый, нетрадиционный проект для коллектива. «Мы решили выйти из зоны комфорта», – так объясняет худрук свое решение.
В результате совместных обсуждений был выбран жанр сценической кантаты. Музыка для спектакля, основу которой составили русские народные песни и, в частности, песни Рязанской губернии, была специально написана петербургским композитором Рустамом Сагдиевым.
Премьера постановки состоялась в филармонии при полном аншлаге. Художник-постановщик спектакля Мария Павлова разработала лаконичный визуальный образ спектакля, основанный на русском народном костюме, традиционных рязанских орнаментах и древнерусской обрядовой эстетике. Потусторонний мир: Дракон и Духи – оживает в фантазийных костюмах и огромной кукле, которой артисты управляют при помощи шестов. Красочные костюмы из фонда Рязанского народного хора, необычная сценография, завораживающая музыка и вдохновенное исполнение – все это обеспечило теплый прием публики и благодарные аплодисменты.
Прямая речь
Дмитрий ОТЯКОВСКИЙ: «Где-то шли на компромисс, где-то отстаивали творческие принципы»
– Я очень доволен результатом, – подводит итог режиссер Дмитрий Отяковский. – Хор, солисты, балет, оркестр, технические службы – все отработали на высоком уровне. Мне кажется, что Рязанская филармония этим проектом выполнила очень важную миссию. В наши дни вообще нечасто композиторам заказывают произведения (как правило, исполняют уже написанное). И то, что филармония решила поработать с молодым композитором, это приятно вдвойне.
Особенность этой постановки заключается в ее жанре. Сценическая кантата – это все-таки не опера: здесь нет главных героев и нет хора, как некой массовки на заднем плане. Здесь хор – это главное действующее лицо. Народ, община, единая всеобщая воля. Все сценическое действие завязано на массовых сценах, обрядовых хороводах, перестроениях. Одновременно с этим у каждого участника хора есть своя актерская задача. И это тоже в своем роде новшество, присущее именно хоровому театру.
По ходу утверждения и правок, которых было немало, сюжет кардинально поменялся. У нас были разные варианты и финала, и в принципе самой атмосферы, в которой происходит действие. Изначально, когда проект только задумывался, мы написали историю, которая разворачивается в постапокалиптическом мире. Но когда мы уже напрямую начали работать с материалом, то поняли, что это не самое органичное решение. И перенесли сюжет, наоборот, в далекое прошлое.
Поэтому вместо инопланетян у нас появились мифические потусторонние силы. В спектакле по ходу сюжета возникают шесть духов, которые трансформируются в тело дракона. И по задумке это души похищенных невест, каждая из которых в обряде инициации, становится частью змия. Змий как архетипический образ присущ русской и, в частности, рязанской мифологии. А когда мы начали думать о том, как мир людей взаимодействует с потусторонним миром, мы ввели фигуру Мальчика (его роль в спектакле исполняет Антон Ивкин, – В.Н.). Он как бы служит «мостиком», проводником между двумя мирами. Введение этого персонажа сделало сюжет по-настоящему объемным: Мальчик стал некой загадкой, которую все хотят разгадать.
…В этом спектакле мы все шли на серьезный эксперимент и, можно сказать, на некоторый творческий риск. В «Притче» академическая музыка соседствует с обработками настоящего рязанского фольклора. И все это исполняется народным коллективом, привыкшим к другой музыке, где нет таких сложных размеров, нет такого рода полифонии. Кое-что нам приходилось перерабатывать прямо во время репетиций. Где-то мы шли на компромисс, где-то отстаивали свои творческие принципы. Некоторые номера получились довольно сложными в музыкальном плане, но именно так они производят наиболее сильное впечатление. Хор справился с задачей на самом высоком уровне и, как мне кажется, сегодня мы были свидетелями настоящей творческой победы.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА