«Золотую свадьбу» артисты Рязанского театра драмы встретили спектаклем на двоих
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Про такие браки говорят: «заключенные на небесах». А здесь, наверное, еще и не обошлось без благословения Мельпомены, приглядывавшей за счастливой парой с горних вершин Парнаса. Жанна ШАБАЛИНА и Сергей ЛЕОНТЬЕВ, любимые и поистине народные артисты Рязанского театра драмы, отпраздновали 21 января «золотую свадьбу»!
С первого взгляда
Полвека вместе! Больше каждый из них отдал только театру, который и свел их на жизненном пути. Вместе с мамой Сергей Леонтьев оказался в Рязани в 1953 году и еще школьником успел попробовать свои силы на сцене. Позже, отучившись в Щукинском училище, он вернулся в уже ставший родным город: 12 сентября 1962 года в его трудовой книжке появилась запись «актер Рязанского театра драмы».
Годом позже в театр приехала молодая актриса Жанна Шабалина. И сразу же покорила своего будущего мужа! Чем? На этот вопрос Сергей Михайлович и сейчас не находит ответа: «Она до сих пор – загадка!»
Служили в одном театре, жили в одном общежитии. С этого маршрута и начались ухаживания, встречи и прогулки после работы.
– Ухаживал очень настойчиво, прямо прохода не давал, – улыбаясь, вспоминает Жанна Михайловна.
Вместе ездили со спектаклями по районам:
– В автобусе мы садились рядом, – рассказывает Сергей Михайлович. – А возвращаться приходилось поздно, уставали, не высыпались. Чувствую, у Жанны головка клонится ко мне на плечо… И так тепло, так хорошо нам было вместе!.. Вот тогда, наверное, все и началось.
Свадьба была скромная. Никаких сказочных платьев, фотосессий, путешествий и прочей новомодной атрибутики. Расписались, пришли домой, пожарили картошечки, посидели вечерок с друзьями... Свидетельницей была Алена Галич, дочь известного поэта: в то время она была занята в нескольких ролях в Рязанском театре драмы.
На следующий день, как обычно, на работу – вечерний спектакль для молодоженов никто не отменял. Играли «Ромео и Джульетту». Сергей Леонтьев выходил в роли Тибальда, юной и хрупкой Жанне Шабалиной досталась роль пажа Меркуцио. Новость о свадьбе разнеслась мгновенно! И после финального поклона, за закрытым занавесом, в пышных шекспировских декорациях их поздравляла вся труппа. На память о том дне остался большой сервиз, который потом порядком переколотился. Но, как показали 50 благословенных лет, – к счастью.
Семейные традиции
Чем больше развивается и раскрепощается наше общество, тем большей редкостью становятся семейные пары, перешагнувшие полувековой рубеж. А в театральной среде такие примеры и вовсе встретишь не часто. И хотя наши герои скептически относятся к стереотипу о ветрености и изменчивости артистов, они признают, что в их окружении такие семьи можно пересчитать по пальцам. И если большинство обычных «семейных лодок» разбивается о быт, то артистическим парам чаще грозят размолвки на творческой почве.
– Вот буквально на днях приезжал к нам «Коляда-театр». Так мы из-за него поссорились! – разводит руками Сергей Михайлович и сразу успокаивает. – На несколько часов! Хотя по большому счету творческие вкусы у нас одинаковые. Театральным семьям трудно в другом плане: драматурги пишут так, что женских ролей мало, а артистками мечтают быть все. Поэтому в театре женщин, как правило, больше. И по этой части всегда возникают сложности. Жанне пришлось перетерпеть многое. Много своих творческих сил она передала мне, всегда и во всем поддерживала, помогала двигаться, расти.
Вкусив всю сладость и горечь актерской профессии, они уже не пожелали такой судьбы сыну. Хотя тот, еще в детстве выходивший с родителями на сцену в спектакле «Человек со стороны», до сих пор бывает и выскажет обиду. Наверное, театральная душа передалась ему по наследству вместе с родовым именем – Михаил.
Однако, выбрав профессию художника, Михаил Леонтьев в чем-то остался верен династии. На спектаклях «Женитьба» по Гоголю, «Романтиках» Ростана они работали всей большой семьей: родители – на сцене, а сын и невестка отвечали за сценографию и костюмы.
Впрочем, несмотря на долгую творческую жизнь в театре, в спектаклях Сергей Леонтьев и Жанна Шабалина встречались не так уж и часто. А вот сыграть на сцене влюбленную пару им выпало только к «золотому» юбилею.
Контрамарка для губернатора
Совпадение или нет, но на следующий день после «золотой» свадьбы, 22 января, губернатор Олег Ковалев вручил народному артисту России Сергею Леонтьеву премию за «Большой личный вклад в развитие культуры Рязанской области». Поблагодарив, Сергей Михайлович также не остался в долгу, пригласив губернатора на свой премьерный спектакль «Старомодная комедия».
Режиссером этого спектакля выступил сам Сергей Леонтьев. Он же играет и одного из двух героев. Его партнершей – на этот раз не только по жизни, но и по сцене – стала Жанна Шабалина.
Сюжет этой известнейшей пьесы Алексея Арбузова хорошо знаком зрителями. Рижское взморье, санаторий. Врач и дама на отдыхе. Два одиноких человека, две судьбы, изломанные войной, и неожиданная радость любви, озарившая закат жизни.
«Старомодная комедия», вышедшая в малом зале, в камерной обстановке, где все внимание было отдано вдумчивому существованию актеров на сцене, прозвучала как высказывание, противопоставление пышным спектаклям, бьющим на эффект. И это было сделано сознательно, не скрывает Сергей Леонтьев, признавая, что не хватает сейчас в театре именно таких постановок:
– Нет, это не потому что мы консерваторы или замшелые ретрограды. Театр должен быть сегодняшним, злободневным, даже сиюминутным в каких-то пьесах. Театр – дело живое! Но основа все-таки в другом. Коврик и два артиста, как сказал Немирович-Данченко. Все. И в этом спектакле мы словно хотели проверить эти слова: блистательная драматургия, абсолютное попадание в роли и два, в общем-то, не плохих актера на сцене. Не надо никакого шоу. Театр должен показывать жизнь человеческого духа.
Появление спектакля по Арбузову – не случайно. Дипломной работой Сергея Леонтьева также была пьеса Арбузова «Мой бедный Марат», поставленная в Рязанском ТЮЗе. И главную роль – Лику – играла в нем Жанна Шабалина.
– Женская линия в творчестве Арбузова совершенно особенная, – говорит режиссер. – Пройдя хорошую актерскую школу, он особенно тщательно выписывал женские роли, понимая их психологию. Поэтому актрисы всегда очень комфортно чувствуют себя в его пьесах.
Наверное поэтому, когда возникла идея поставить спектакль на двоих, Жанна Михайловна выбрала в библиотеке пьесу именно этого драматурга. Так и появилась «Старомодная комедия».
Сначала они вдвоем просто почитали ее для себя, в лесу на прогулке:
– Все складывалось так легко и непринужденно, что сразу захотелось работать дальше, – рассказывает Жанна Михайловна.
– Хотя такое бывает не часто, – продолжает Сергей Михайлович. – Совместить семейные отношения и рабочие, как правило, бывает очень сложно. И мы этого очень боялись. У меня за спиной более 20 постановок на профессиональной сцене, но за режиссуру я переживал: мы слишком хорошо знаем друг друга, а для отношений «режиссер – актриса» это порой мешает. Но, как оказалось, переживал зря. Нам работалось на удивление легко! Для меня было счастливым озарением увидеть, насколько точно попадает Жанна на роль Лидии Васильевны Жербер.
По пьесе судьба главной героини связана с цирком: она работает в кассе цирка, «изменив» драматической сцене, ее бывший муж тоже из цирковых. И в этом – еще одно совпадение в нашей истории.
– Я с самого детства – цирковая артистка, – делится Жанна Шабалина. – В 7 лет уже ходила по канату, причем по свободной проволоке. Был даже один спектакль, где я выходила с этим номером. Пластика, гимнастика, жонглирование – все это было мне знакомо. Но подвело здоровье, и из цирка я попала в театральную студию. Однако цирковая жизнь, которую вспоминает героиня «Старомодной комедии», близка мне до сих пор.
…Выработанное в цирке умение соблюдать равновесие и пребывать в гармонии пригодилось Жанне Михайловне не только на сцене. Семейная жизнь требует, пожалуй, еще большей чуткости и понимания. И, спрашивая у нее на прощание секретик женского счастья, я услышала: «Терпение, доверие, умение прощать и поддерживать во всем». Простые истины, которые так сложно исполнить.
Вера НОВИКОВА