Юбилей некогда одной из самых влиятельных женщин нашего региона местные власти обошли молчанием
В Рязанской области с наступлением «стабильных» 2000-х стало наблюдаться избирательное отношение к значимым историческим персонам, корни которых имеют рязанскую привязку. В итоге одни персоналии, порой даже мифические, как Евпатий Коловрат, у нас на слуху, а другие незаслуженно преданы забвенью. Краеведы небезосновательно связывают сложившуюся ситуацию с тем, что регионом начали руководить «варяги», а их помощники и советники из местных в школьные годы больше тройки по истории не получали.
«Ни в Сапожке, ни на региональном уровне никто не отметил 100-летний юбилей Анастасии Ивановны Цеденбал. Многие, включая руководителей СССР, пользовались ее положением. В Монголии Цеденбал-Филатову почитают, а в России нет. В Сапожке вообще про нее никто не упоминает ни в школах, ни в музее, ни власти. Хорошо хоть ее родовой дом уцелел», – написал в редакцию «Новой» гражданский активист из рабочего поселка Сапожок Владимир Горохов.
Со времен Чингисхана ни об одной женщине под небом Азии не ходило столько мифов, как об Анастасии Ивановне Филатовой из рязанского Сапожка. В Монголии ее знают как супругу Юмжагийна Цеденбала – бывшего генерального секретаря Монгольской народно-революционной партии, красивую, влиятельную и властную женщину, много сделавшую для охраны материнства и детства в стране.
Отрадно, что сегодня к Анастасии Филатовой и Юмжагийну Цеденбалу отношение в Монголии резко изменилось, хотя долгое время оно, мягко говоря, было прохладным. В Монголии признают, что они заслужили долгую память благодарных потомков.
«Анастасия Ивановна всю жизнь была правой рукой и надежной опорой для своего мужа. Проходят годы, а память о добрых делах не забывается. Молодое поколение также с уважением относится к русской «маме» Монголии. На территории детского международного лагеря «Найрамдал» («Дружба»), который был основан недалеко от Улан-Батора по ее инициативе, при финансовой поддержке известного в мире монгольского чемпиона-сумоиста Дагвадоржа установлен бюст Анастасии Ивановны», – сообщил 4 февраля, в день рождения Анастасии Цеденбал, портал «Монголия сейчас».
Простая девушка из рязанского Сапожка получила образование в Москве и после войны познакомилась в гостях у друзей с правой рукой маршала Чойбалсана, тогдашнего руководителя Монголии, молодым Юмжагийном Цеденбалом. С разрешения высшего руководства СССР (браки с иностранцами были запрещены) вышла замуж и уехала в далекий Улан-Батор, который, как и вся Монголия, только начинал свой путь-прыжок с помощью могучего северного соседа из феодализма в социализм.
В Улан-Баторе ее сразу ждали суровые испытания. Отсутствие элементарных условий санитарии и квалифицированных врачей привели к гибели первого ребенка. Возможно, и поэтому всю жизнь она посвятила заботе о будущем поколении Монголии, основав детский фонд, который фактически взял на себя развитие всех социальных программ в стране – медицина, образование, культура. По всей стране, до самых мелких административных единиц, строились образцовые детские сады, школы, театры, библиотеки, поликлиники и больницы. В Монголию приглашались советские врачи, учителя, инженеры, которые уезжали работать во все аймаки (области) страны. Были искоренены смертельные болезни, существенно увеличена продолжительность жизни и снижена детская смертность. В Монголию пришли опера, балет, театральное искусство мирового уровня – и эта школа до сих пор держится на высоком уровне, а монгольские деятели культуры широко востребованы по всему миру.
Анастасия Ивановна своей бурной деятельностью смогла удержать мужа на вершине власти до 1984 года, после чего он ушел в отставку. Их жизнь резко изменилась в худшую сторону. Они перебрались в Москву, где спустя семь лет Цеденбал скончался.
Как пишет «Русская семерка», Анастасия Филатова прожила более долгую жизнь, чем супруг. Вот только остаток ее дней оказался безрадостным – старший сын погиб, сама же Анастасия Ивановна жила бедно и нередко вынуждена была продавать свои вещи, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 2001 году Филатовой не стало. Русская жена монгольского генсека была похоронена на Ваганьковском кладбище. Анастасия Филатова сама так завещала. Даже будучи «первой леди» Монголии, она всегда тосковала по Родине.
Младший сын Зориг – ученый-биолог, живет в России. В его семье растет дочка, названная в честь бабушки – Анастасия Цеденбал.
...3 декабря минувшего года Россия и Монголия подписали соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики, Минпромторг РФ подписал с министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии меморандум о сотрудничестве. Соглашение о сотрудничестве подписали также Российский экспортный центр и Банк торговли и развития Монголии. Эксперты отмечают активное развитие торгово-экономических отношений между Монголией и Россией в последнее время.
А Рязанская область теряет шанс выйти на рынок Монголии. Хотя повод задружиться более чем подходящий. Но его теряют, как потеряли каменный цветок – подарок правительства Монголии Сапожку. По словам жителей Сапожка, в 80-х годах минувшего столетия за подарком ездил первый секретарь райкома КПСС Сапожковского района Рязанской области Валентин Рыжих. В честь дружбы монгольского и советского народов в Сапожке перед зданием райкома КПСС был построен фонтан с каменным цветком посередине.
Родовой дом Анастасии Филатовой в Сапожке
«Приблизительно в начале 2000-х годов ООО «БАКС» фонтан разрушило, а каменный цветок куда-то исчез, – сообщил Владимир Горохов. – А самое смешное, что в настоящее время главой администрации Сапожковского района является бывший соучредитель и директор ООО «БАКС» Виктор Боярченков».
Тем временем
Монгольские кинематографисты ищут в Бурятии актрису на роль супруги генерального секретаря компартии Монголии Цеденбала. Об этом написал на своей странице в фейсбуке кинорежиссер Солбон Лыгденов. Он попросил подписчиков писать ему «в личку» о возможных претендентках на эту роль. Отмечается, что на роль жены монгольского генсека Анастасии Ивановны Филатовой нужно два образа: молодая и в возрасте. К своей записи Лыгденов прикрепил исторические фотографии. Подписчики режиссера откликнулись на его просьбу с интересом.
Павел Гресь