Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 13 февраля 2020 г.
Есенинский театр по велению партии
 Известный рязанский краевед ответил на публикацию «Новой» о связи знаменитого поэта и областной филармонии

Прочитал в газете вашу статью «Никто, кроме Есенина?» («Новая» № 5Р от 6.02 с.г.) и загрустил. Вы, кому должна быть известна городская история, пишете такое: «...И когда-то летний театр носил имя великого поэта. Многое изменилось. И от прошлого осталась история в виде памятной доски. А на месте театра построили филармонию...»

Хочу рассказать немного из истории театра. В начале 1930-х годов в городском парке было построено большое деревянное здание, которое назвали летним театром. В теплое время года там постоянно и с большим успехом выступали с гастролями различные музыкальные коллективы. Однако время шло, город рос, хорошел, прирастал новыми микрорайонами и крупными промышленными предприятиями. Деревянное здание летнего театра ветшало, оно уже не украшало одну из центральных улиц города, да и перестало отвечать потребностям новой послевоенной жизни. В городские и областные партийные органы начали поступать многочисленные обращения граждан и трудовых коллективов с предложением о строительстве нового здания летнего театра. 


Идя навстречу пожеланиям рязанцев, областного управления культуры, руководствуясь положительным решением по этому вопросу Совета Министров РСФСР, 9 мая 1956 года бюро обкома КПСС приняло постановление «О строительстве в г. Рязани нового здания летнего театра». Была поставлена задача: построить на территории городского парка, на месте пришедшего в ветхость старого здания летнего театра, в рекордно короткий срок – к 1 августа 1956 года – новый театр на 1360 мест. Строительство было начато 20 мая 1956 года. Решением бюро, которое возглавлял секретарь ОК КПСС А.Н. Ларионов, стройку объявили ударной и на нее привлекли все строительные, промышленные организации и предприятия города. 



Объект был сдан в эксплуатацию 30 октября 1956 года, в канун 39-й годовщины Великого Октября. Об этом свидетельствует памятная доска, установленная на парадном фасаде здания театра (возвращена на место 24.01.2020 г.). 1956 год считается периодом хрущевской оттепели. Временем возвращения к читателю замалчиваемых до этого имен советских писателей и поэтов, в том числе и Сергея Есенина. Началом активной работы тогда еще начинающего есениноведа Ю.Л. Прокушева и его многочисленных единомышленников. Это был год, когда повсеместно проводились литературные вечера, лекции о жизни и творчестве любимого народом поэта. Все это подвинуло рязанские власти к следующему значительному на тот момент решению по увековечению памяти С.А. Есенина. 

В начале ноября 1956 года первые лица города направили на имя секретаря ОК КПСС А.Н. Ларионова письмо, где говорилось, что, «учитывая пожелания трудящихся города Рязани об увековечении памяти поэта-земляка Сергея Есенина, Рязанский горком КПСС и горисполком входят с предложением в бюро обкома КПСС присвоить летнему театру имя Сергея Есенина». 9 ноября указанное предложение было рассмотрено и одобрено постановлением бюро ОК КПСС. Об этом событии информировал читателей корреспондент центральной газеты «Советская культура» Г. Назаров в статье «Театр имени Сергея Есенина» от 15.11.1956 г. 



Полтора года спустя, 23 мая 1958 года, в фойе театра был установлен замечательный мраморный бюст поэта работы скульптора И.Г. Онищенко (должен вернуться на место в холл театра к 1 марта 2020 года). Как писали местные газеты «Приокская правда» и «Рязанский комсомолец», на открытии бюста присутствовали родные и друзья поэта, московские и рязанские литераторы, работники искусства, автор бюста и представители общественности. Этому событию был посвящен литературный вечер, который состоялся здесь же, в здании театра им. Сергея Есенина. 



Доска была установлена на здании вновь построенного в 1956 году здания – театра им. Есенина, а не на здании «вновь построенной филармонии». И имя Сергея Есенина решением бюро ОК КПСС от 9.11.1956 г. было присвоено именно этому театру и именно этому зданию, а не какому-то якобы снесенному. Откуда вы взяли, что «ни один из концертных залов филармонии не носил чье-либо имя»? Есть документы, статьи, публикации, носители информации того времени (к письму прилагаю постановление бюро обкома КПСС, фотографии доски, статью из газеты «Советская культура» 1956 г., публикацию «Рязанского комсомольца» 1959 г., фото почтовых конвертов разного периода). 





Очень важно, что это был первый случай в Советском Союзе и РСФСР, когда именем нашего земляка, великого поэта Сергея Есенина после периода замалчивания впервые был назван значимый объект культуры областного значения. Это первый в СССР объект, названный именем Сергея Есенина! Это история Рязани. И важно восстановить историческую справедливость – вернуть в год 125-летия поэта театру – Концертному залу имя Есенина, возвратить в фойе замечательный бюст работы скульптора И.Г. Онищенко. Это только потом появились улицы, библиотеки, вузы, носящие его имя, скульптуры и бюсты поэта... 


От редакции Этой публикацией «Новая» не закрывает дискуссию на тему, почему забыты имена выдающихся музыкантов-рязанцев. Разве не логично дать центральной концертной площадке области имя музыкального деятеля? Рядом с филармонией художественный музей, но почему-то он носит имя Пожалостина, гравера. Библиотеки названы в честь писателей – Горького и Есенина. Где логика в случае, например, с безымянным камерным залом? Ждем ваших мнений на электронную (novgaz62@yandex.ru) и обычную почту: 390044, Рязань, а/я 23.
Юрий БЛУДОВ