Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 13 апреля 2017 г.
Мокрая пятилетка Кадома
 В Рязанской глубинке последствия паводка 2012 года до сих пор не ликвидированы

В апреле 2012 года в Кадомском районе объявляли чрезвычайную ситуацию: поднявшаяся на 8 метров и 8 сантиметров Мокша подтопила 2430 домовладений (это порядка 80%), нанесла большой материальный ущерб не только жителям, но и инфраструктуре района. На ликвидацию последствий паводка из федерального бюджета тогда выделили 113,8 миллиона рублей.



Казалось бы, люди пострадали, но власти сделали все возможное, чтобы компенсировать понесенные от разгула стихии потери. Оказывается, все совсем не так. Ровно пять лет прошло после масштабного наводнения, а сотни жителей Кадома до сих пор настойчиво пытаются добиться справедливой выплаты компенсаций. Жители райцентра считают, что их элементарно «кинули».



Жительница Кадома Тамара НЕСТЕРОВА представила в «Новую» два увесистых тома переписки с правительством и прокуратурой Рязанской области, различными министерствами и ведомствами, депутатами Государственной Думы, Администрацией президента РФ.



Она утверждает, что при распределении средств компенсации пострадавшим от паводка подавляющему большинству были выплачены минимальные суммы – по 10 тысяч рублей. Более весомые деньги – 50 тысяч на человека – получили те, кто, так или иначе, связан с районной администрацией. Еще одна проблема – отсутствие компенсации вообще для тех, кто постоянно проживает в этих подтопленных домах, но прописан в другом месте.

Жители не раз писали жалобы в различные инстанции, обращались в суды, но решения проблемы для себя не нашли.

«В огородах плавали мертвые куры, дрова и заборы. Уплыли строительные материалы, сараи и бани. Система оповещения не работала, власти балду гоняли, – рассказывает жительница поселка Кадом Тамара Нестерова – Соседи самостоятельно перевозили друг друга на сухие улочки».



Как вспоминают местные жители, дома стояли в воде несколько недель. Были размыты фундаменты, деформировались двери и полы, заплесневели стены. Люди многое потеряли: стиральные машины, домашний спортинвентарь… И единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей жителям Кадома выдали только к осени, в преддверии выборов губернатора Рязанской области. По словам Нестеровой, при переоценке ущерба многих жителей заставили подписаться под пустыми актами: «потом заполним – времени нет».



Постановлением правительства Рязанской области «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года» предусмотрен порядок признания граждан пострадавшими и выплаты им единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости из расчета 50 тысяч рублей на человека.



Тем, кого признали пострадавшими, на основании акта обследования жилого помещения была оказана единовременная материальная помощь. В выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истцам было отказано в связи с отсутствием акта обследования, содержащего описание утраченного имущества.



По мнению жителей, адекватный акт обследования жилого помещения сотрудниками районной администрации не составлялся. Непосредственно при обследовании члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа – перечень утраченного имущества. Однако впоследствии эти бланки сами оказались утрачены.



Тем не менее, в результате паводка было повреждено и пришло в негодность имущество истцов, относящееся к предметам первой необходимости.

Впоследствии жители Кадома узнали, что после наводнения власти выделили на восстановление поселкового дворца культуры около 800 тыс. рублей и почти 400 тыс. на ремонт библиотеки, и в полном объеме компенсации получили лишь родственники знакомых сотрудников районной администрации.

В ответ на одну из жалоб начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ О.А. Пекшева ответила: «Ваше обращение рассмотрено… и принято решение о прекращении с вами переписки».



«Что нас ждет в итоге? Ничего! – считает пенсионерка Тамара Нестерова. – Надеемся, что после смены региональной власти ситуация изменится».

Тем временем

6 апреля Кадомский район посетили заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко и временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области Николай Любимов. Особое внимание уделили паводковой ситуации на реке Мокше, разделяющей Кадом на две части.

Но с жителями Кадома, которым была обещана встреча в парке райцентра, в итоге никто так и не пообщался. Высокие гости решили, что раз в этом году уровень паводковых вод в Мокше небольшой – 3,5 метра, угрозы подтопления Кадома нет, то и проблем у местных жителей, соответственно, нет.

Под текст

О неукротимом нраве Мокши при весеннем половодье в Кадоме ходят целые легенды. Например, сохранилось предание, что в начале XVIII века в одну бурную ночь в ее волнах исчезла целая улица с церковью. За последние сто лет наиболее сильные паводки случались в 1926, 1963, 1994, 2001 годах. С разливами в Кадоме связано немало любопытных историй, например, о соме, который будто бы заплыл в печку затопленной избы одной местной бабули.

Вот небольшой отрывок из поэмы Александра Верхотурова, посвященной Кадому и его жителям:

«Низкий город...
А повыше
Не селился странный люд.
В половодье аж по крыши
Заливало избы тут.
Слух прошел у нас в народе,
Что однажды случай был:
К бабке в печку в половодье
Здоровенный сом заплыл.
Только схлынула проруха,
Бабка сунулась туда,
А оттуда на старуху
Ус наморщила еда!
Было ль с бабкою?
Кто знает...
Ей – уха, потомкам квас:
И доныне называют
Всех сомятниками нас».
 
Павел Гресь