Рязанские чиновники решились на открытый диалог о состоянии городских магистралей. Чего стоят их заверения?
Важность транспортного вопроса для Рязани «Новая» подчеркивала не раз – мы призывали открыто обсудить и удобство проезда для автомобилистов, и маршрутную сеть общественного транспорта. Определенные сдвиги в этом направлении начались. 11 мая журналистов пригласили в областное правительство на совещание по дорожно-ремонтным работам под председательством заместителя губернатора Евгения Беленецкого.
Почему состояние дорог важно для работы транспорта? Потому что, если «в нормативном состоянии» останется всего лишь сорок улиц, то на них будут выстраиваться в пробки и грузовики, и автобусы, и лимузины: ведь на ямах и ухабах никому пробивать колеса не хочется. А если десятилетиями не будут строиться различные «спрямления» и «хорды», людям будет крайне неприятно терять время на длинные объезды и крюки – и кто знает, каким будет их мнение о качестве власти.
9 миллиардов для своих?
Представители власти часто упрекают общественников и журналистов: «непрофессионально» говорить про дорогу «плохая» или «хорошая». Она может или «соответствовать нормативам», или нет! Но пользователям плевать на нормативы – снег или почищен, или нет, ямы или есть, или их нет.
Первое: гласное обсуждение ужасного состояния рязанских дорог началось. Справедливости ради заметим, что традицию эту заложил бывший куратор городского хозяйства Владимир Бурмистров. Еще в марте он неоднократно встречался с интернет-сообществом «Подслушано у водителей Рязани», в последний раз – вечером 23 марта, когда уже стало известно, что уходит из заместителей мэра Сорокиной.
А в дорожную отрасль в Рязанской области – с подачи изменившегося федерального законодательства – с каждым годом попадает все больше денег. В 2020 году в территориальный дорожный фонд поступило 7,5 миллиарда рублей, а на 2021-й запланированы расходы уже почти в 9 миллиардов – это самая полноводная денежная река в области.
Второе. Вечной российской проблемой является распределение любых государственных заказов «по своим».
Словесно государство борется с этой практикой. Поэтому, когда на совещании 11 мая областной чиновник Беленецкий, говоря о предстоящих июньских конкурсах на ремонт дорог, спросил у подчиненных: «А потенциальные подрядчики вам уже известны?», ответом ему было осторожное: «44-й федеральный закон решит». А он разъяснил: «Прорабатывайте потенциально возможных, чтобы потом вас не упрекали, что никто не заявился, и конкурс был сорван».
Подрядная карусель
«За работу, товарищи!» – говорил обычно после этих слов первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. И хотя сейчас в Рязани капитализм, от «освоения фондов» (называемого теперь государственным или муниципальным заказом) по-прежнему зависит, какими будут рязанские дороги. В последние годы чиновников стали подгонять с составлением документации на работы (срок: в предыдущем году), с проведением конкурсов (срок: не позже весны), с началом работ (в мае, а не в августе, как десяток лет назад) и их заверением (до начала дождей и снегопадов).
На окраинах все плохо - дорога к памятнику героям войны в Недостоеве
– Если вы чувствуете, что не справляетесь, говорите, мы поможем, – убеждали чиновники дорожников на совещании 11 мая. – Или, если вы не начинаете вовремя и ничего внятно не можете объяснить, мы найдем другого подрядчика.
Выяснилось, что на ряде участков дорог – на улицах Западной, Коломенской, в поселках Октябрьский городок и Дягилево – работяги после первой декады мая так пока и не появились. И, наоборот, на улице Семинарской уже можно принимать готовую работу. На таком важном для транспортной схемы объекте, как мост через Трубеж рядом с Бутырками, подрядчики уверенно опережают график.
Мост на улице Ленина - срок завершения работ снова перенесли
А окончание реконструкции моста через Лыбедский бульвар на улице Ленина уже дважды переносили: сначала с 25 декабря 2020 года на 31 марта 2021-го, а теперь на 31 июля, когда заканчивается контракт. Правда, асфальтирование проведут в конце мая, и номинально в июне этот чудо-мост с двумя пешеходными туннелями будет выглядеть готовым к использованию.
Карты и ямочки
Текущий ремонт дорог, которого как манны небесной ждут почти во всех рязан¬ских кварталах, охватывает в этом году бо¬лее-менее значительные отрезки тридцати одной улицы (от 30 м на улице МОГЭС до 900 м на улице Гоголя) – их специалисты на профессиональном жаргоне называют «картами». Другие же места, где асфальт полностью менять не будут, а лишь заде¬лают колдобины, зовутся у дорожников «участками ямочных работ».
Мешает работе, как обычно, российская безалаберность: на улицу Березовую еще в марте привезли бордюрный камень для переходов, а оказалось, что он не подходит. На Дачной готовы были приступить к укладке второго слоя асфальта, а комиссия выявила нарушения и заставила переделывать первый.
Префектам городских районов открытым текстом советовали требовать, чтобы дорожники потратили часть асфальта на ямы в близлежащих дворах, а на подъездные пути к предприятиям «привлекали средства» этих предприятий. Так что бороться с бездорожьем помогает даже административно-командная система.
Дотянуться до стратегии
Но все, о чем пока говорят государственные заказчики с частными подрядчиками – это тактика. До сих пор невыполненные части генерального плана развития города 2006 года (например, короткий проезд из Горрощи через Голенчино в поселок Шлаковый – там не хватает 700 м асфальта) громко вопиют: «Поверьте ученым людям, которые до вас думали, как сделать город лучше!»
Вероятно, с таким объемом областного дорожного фонда в ближайшее время у властей дойдут руки и до стратегических решений. Есть робкая надежда: стремле¬ние прислушиваться к альтернативному мнению уже появилось.
Ведь сумел же руководитель общественной организации архитекторов Вячеслав Макаров убедить проектировщиков реконструируемого моста над Лыбедским бульваром, что система освещения в историческом месте должна выглядеть по-другому…
Илья КРЕЙКОВ