Художница и скульптор Татьяна Черникова – о лошадином эталоне, концлагере и работе скарпелем
В картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» (Первомайский проспект, 14) продолжается персональная выставка Татьяны Черниковой «Мой ласковый и нежный зверь». Прежде всего, автор известна тем, что в своем творчестве тяготеет к анималистическому жанру. О природе любви к такому течению в искусстве с художницей побеседовал наш корреспондент.
– Почему вас так увлек анимализм?
– Начнем с того, что этой выставкой я отмечаю сразу два юбилея: свое 55-летие и 50 лет с того момента, как вошла в мир изобразительного искусства. В пятилетнем возрасте мама привела меня на занятия в студию Дворца пионеров к ведущему педагогу Рязани Зинаиде Михайловне Гречаниновой. Первые мои работы были связаны с животными. Мама работала журналистом, брала меня в командировки по областным деревням, и пока записывала интервью, я сидела и рисовала с натуры собак, кошек, коров, лошадей. Дома у нас тоже всегда были животные, которых мы очень любили. Бабушка даже приносила каких-то раненых птиц, лечила, потом их выпускали, а я всех фиксировала на бумаге.
Многие мои картины принимали участие в детских выставках, в том числе и международных. Занимала высокие места. Одной из первых наград стало зачисление работы «Ночка отдыхает», экспонировавшейся на Областной выставке детского творчества «Отечество» в начале 1976 года, в фонды Рязанского художественного музея.
В 1977 году я поступила на скульптурное отделение в Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И. Сурикова. Там прошла большую подготовку, нас водили в зоопарки, на репетиции в цирк, где мы внимательно изучали животных. Как их рисовать, строить, лепить. Параллельно стала писать и людей. Но начала именно с животного мира.
Перебралась в Питер, несколько лет ходила вольным слушателем и в итоге поступила в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, попав к Михаилу Константиновичу Аникушину. Я всегда мечтала обучаться у этого известного скульптора. Здесь, как и в Москве, серьезно изучали животных. Летом на практике ходили в петербургские зоопарк и цирк, где тоже рисовали с натуры. С тех пор у меня появилась большая любовь к пастели. Теплый, интересный и яркий материал, им можно очень тонко подобрать цвет.
Кроме того, у нас была база на Терском конном заводе. На нем еще с дореволюционных времен выращивали арабских жеребцов. А они являются неким эталоном для лошади в искусстве. У них красивая лебединая шея, точеные ноги, маленькая породистая головка. Именно их с древних времен изображают на памятниках, медалях. Классика скульптуры! Кстати, на экспозиции представлена работа «Тревожно. Евпатий Коловрат», где главный герой сидит именно на арабском жеребце.
– Как в вашем творчестве сочетаются такие разные техники, как графика и скульптура?
– Они взаимосвязаны. Со временем многие мои рисунки стали превращаться в скульптуры. Например, на выставке можно увидеть лежащую борзую из искусственного камня. Когда-то я делала заказ для одного человека, у которого была свора борзых. И потом по тем эскизам слепила статуэтку. С фотографий никогда не срисовывала, всегда все делала с натуры.
– Расскажите о представленных здесь работах.
– На проходящей экспозиции демонстрируются графические произведения пастелью, карандашом, черной ручкой. Что касается скульптуры, то тоже представлены разные материалы: керамика, искусственный камень, терракота, известняк, шамот, гипс. К примеру, терракотовая статуэтка «Петя и Рекс», где запечатлены мой сын с нашей собакой. Все взято из жизни, ничего случайного нет. Люблю что-то комбинировать, как, например, в работе «Семейство сов», выполненной из пластика и дерева. Композиция «Сергей Есенин с собакой», сейчас находящаяся в фондах рязанского музея путешественников, трансформировалась из дипломной работы. А вот скульптуры из камня, изображающие рыб, созданы с помощью молотка и скарпели с алмазным покрытием. Можно все сделать и болгаркой, но мне нравится работать по старинке, вручную.
– В одном из залов выставлено полотно «Три поколения девочек», оно явно не вписывается в общую концепцию экспозиции. Можно о нем поподробнее?
– Эта картина посвящена моей маме Раисе и бабушке Ольге – узницам фашистского концлагеря. Я ее написала недавно, в декабре 2020 года. Она стала результатом международного флешмоба, в котором участвовали мои друзья, живущие в разных странах мира. На полотне изображены три цветка: зрелая бордовая роза, белая цветущая лилия и белая хризантема с двумя бутонами, олицетворяющие бабушку, маму и двух деток. «Три поколения девочек» – это лирическая песня моей семьи.
Побывать в мире анимализма можно до 24 мая с 11:00 до 19:00, вход до 18:00, кроме понедельника. Телефон для справок: 25-80-70.
Фото автора
Георгий ТИТОВ