На малой родине легендарного борца Ивана Чуфистова царит запустение
Если как следует копнуть историю рязанского спорта, то выяснится, что немало событий, которые составляют его славу и гордость, основательно затерялись в непролазной пучине прожитых лет. Нечто подобное можно сказать и о нашем легендарном борце Иване Ивановиче ЧУФИСТОВЕ, который сто лет назад стал чемпионом мира по французской борьбе, пусть и неофициального.
Совсем недавно Совет ветеранов рязанского спорта совершил свою очередную ознакомительную экскурсию, на сей раз – по Шацкому району. В числе других памятных мест чемпионы прошлых лет не преминули возможностью посетить и родное село Ивана Чуфистова – Казачья Слобода. Вид полного запустения тронул сердца рязанских ветеранов, которые никак не ожидали увидеть чего-то подобного.
Отыскать родовое гнездо шацкого богатыря не составило большого труда благодаря расположенному у самой дороги баннеру, дающему исчерпывающую информацию по поводу того, сколь выдающихся достоинств проживал здесь человек. Однако в утопающем в зарослях давно не стриженых деревьев совсем не просто оказалось распознать дом знаменитого борца. Выглядит он иначе, чем в былые времена, и перемены с ним произошедшие, оказались не в лучшую сторону. Уже не зовет в гости деревенское крыльцо, нет и симпатичного, радующего глаз деревянного заборчика. Вместо него, словно запрещающий дорожный знак, перекрывает доступ в святая святых сплетенный из сетки Рабицы.
Сквозь густую листву не просто отыскать и мемориальную доску, установленную в 1971 году, вскоре после смерти Чуфистоова. Впрочем, из нее следует, что в доме жил депутат Выборгского района Совета рабочих и солдатских депутатов г.Петрограда в 1917 году, участник установления Советской власти в Шацком уезде. Был в жизни Ивана Ивановича и такой период, а вот о главных его достижениях, которые принесли ему поистине всенародную славу, по-прежнему не сказано ни слова.
Знающие люди поведали, что в упадок, как водится, все пришло не так уж и давно: что поделать, время берет свое, а финансирования не хватает и на куда более важные вещи. Вот и получается, что забывают потихоньку вместе с домом и о его хозяине – исполине корня рязанского. Если в 60-е годы прошлого века в областном центре регулярно проводились соревнования по греко-римской борьбе на приз Чуфистова, то сейчас ничего подобного нет и в помине. Сам Иван Иванович тогда уже чувствовал себя неважно и в Рязани на именных турнирах не присутствовал. Обычно направляли к нему специального «гонца» – за автографами. А счастливые их обладатели и по сей день продолжают бережно хранить эти бесценные реликвии.
В нынешнем году исполнилось 130 лет со дня рождения одного из сильнейших борцов предреволюционной России, однако немногие вспомнили об этой памятной дате. Проще сказать, просто забыли. А ведь Иван Чуфистов, кроме всего прочего еще и яркий пример того, как человек сделал себя сам и благодаря трудолюбию и упорным тренировкам добился выдающихся результатов в виде спорта, где кроме богатырской силы не менее важны ловкость и техническое исполнение.
Силушкой Бог Ванюшку сызмальства не обидел, тем более что было в кого. Отец Иван ворочал шестипудовые мешки, на спор гнул подковы, под стать ему была и супруга Марья. Земляки вспоминали потом, будто поддела она как-то перевернувшийся доверху груженый сеном воз и поставила на колеса. Уже к 16 годкам младший Иван мало, в чем уступал мужикам – ни в тяжелой крестьянской работе, ни в кулачных боях, где также заметно преуспел. Однако немало пришлось Чуфистову побродить по белому свету, прежде чем отыскал он свою колею в жизни.
Как это зачастую случается, дальнейшую судьбу его определил Его Величество случай. Изрядно помыкавшись по городам и весям, Иван Чуфистов оказался в Москве, где перебивался случайными заработками, в поисках хлеба насущного брался за любую работу. Побывал он и дворником, и грузчиком, пока, наконец, не произошла встреча, раз и навсегда перевернувшая его жизнь.
Поздней осенью 1908 года остановился Иван у афишной тумбы, которая зазывала на чемпионат по французской борьбе. И надо же было такому случиться, что свой взор на него обратил не кто-нибудь, а именно директор этих соревнований Иван Владимирович Лебедев, известный в борцовском мире как «дядя Ваня». Ему сразу приглянулся ладно скроенный молодой человек, которого он буквально забросал вопросами: «Кто?», «Откуда?», «Занимался ли спортом?», и если с первыми Иван справился без труда, то последний явно поставил его в неловкое положение – такого слова раньше он никогда не слышал.
Вскоре начались регулярные тренировки, а партнерами Чуфистова стали известные борцы Иван Спуль, Сальватор Бамбула, М. Кудрин, который впоследствии вспоминал, как после борьбы с новичком часа два не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой. Уже через пару месяцев дядя Ваня решил опробовать Ивана в настоящем деле, и на знакомой тумбе появилась афиша следующего содержания: «Впервые на ковре черноземный богатырь-самородок Иван Чуфистов». Борцовский дебют состоялся 27 декабря, и в своем первом поединке Иван проиграл голландскому чемпиону Маринусу Ван Риллю.
«Черноземный богатырь» крайне болезненно воспринял эту неудачу, но прислушавшись к совету мудрого дяди Вани: «Тренироваться и еще раз тренироваться», взялся за дело с утроенной энергией. И успехи не заставили себя долго ждать. В 1910-1911 годах Чуфистов добивается ничейных результатов в поединках с таким уже известными борцами как Аберг, Лурих, Вахтуров, Корнацкий, побеждает великана серба Антонича. Первый серьезный успех приходит к нему в 1912 году, когда на международном турнире в Петербурге он одерживает 10 побед и получает почетный пятый приз. А в год начала Первой мировой войны на серьезном турнире, проходившем в Курске, из четырнадцати схваток Чуфистов побеждает в тринадцати, уступив лишь Клементию Булю.
Именно на это время пришелся расцвет таланта шацкого исполина, и в том же 1914 году состоялась его встреча с непобедимым Иваном Поддубным, шесть раз выигрывавшим чемпионаты мира по французской борьбе. Несмотря на то, что Поддубный почти на четырнадцать лет был старше своего визави и на тот момент ему уже было за сорок, победа досталась именно ему. Впрочем, противостояние Чуфистова с «чемпионом чемпионов» – это отдельная песня. Целых десять лет шатчанин ждал реванша и в 1924 году добился-таки своего, на что уязвленный соперник сказал: «Эх, Ванька, не тебе я проиграл, а старости своей».
Несмотря на то, что уже во всю шла война, летом 1915 года в Петрограде Иван Владимирович Лебедев решил провести неофициальное первенство мира по французской борьбе, в котором приняли участие немало известных российских и зарубежных атлетов. Хоть избежать поражений Чуфистову тогда и не удалось, но перекрыл он их в матчах-реваншах с Н. Вахутровым и Я. Яго, что и позволило ему стать победителем этого турнира. В финале, который продолжался более двух часов, «черноземный богатырь», сломил сопротивление финского борца Ивари Туомисто.
Вскоре одна за другой пошли революции, соревнования борцов были прекращены, к тому же Ивану Ивановичу пришлось покинуть цирк, где выступал с атлетическими номерами. Он устроился рабочим на механический, трубочный и гильзовый завод Барановского, где и началась его политическая карьера. Благодаря авторитету его избралит депутатом Выборгского районного Совета, затем последовало возвращение на родину, где Чуфистов стал председателем сельсовета.
Справедливости ради нужно все же уточнить, что рязанцем в полном смысле «черноземный богатырь» стал лишь в 1923 году, когда Шацкий уезд вошел в состав Рязанской губернии. Годом раньше Иван Иванович возобновил спортивную карьеру, которую окончательно завершил лишь незадолго до начала Великой отечественной войны. Жизнь Чуфистова оборвалась 15 марта 1968 года в возрасте 83 лет.
Юрий МАТЫЦИН