Когда политика существует только в телевизоре и интернете, это перестает быть модным
– Мы не те, кто участвует ради участия. Мы пришли побеждать, чтобы реально улучшить жизнь людей в каждом городе и регионе. Нам не только важны федеральные выборы уровня Госдумы, но чтобы на каждом уровне власти – региональном, городском, сельском – тоже были наши люди в максимально близком контакте с избирателями. Мы – партия, которая строится снизу, от земли. В прямом и максимально близком контакте с избирателями. Точно так же я всю жизнь строил бизнес и не считаю нужным изменять этому правилу в политике, – это фрагмент из программной речи президента косметической компании «Фаберлик» миллиардера и филантропа Алексея Нечаева на открытии съезда партии «Новые люди» 8 августа в Москве. (В зале делегаты из тринадцати регионов, в том числе Рязанской области. Всего по стране выдвинуто почти 600 кандидатов для участия в выборах в законодательные собрания в сентябре).
Через несколько минут Нечаева единогласно изберут председателем созданного им пять месяцев назад политобъединения, а спустя час сооснователь «Новых людей» выйдет к журналистам, чтобы рассказать про административное давление на единомышленников в регионах: «Партию не допустили до выборов в законодательное собрание Воронежской области, в Рязани и Новосибирске отказали в регистрации кандидатам-одномандатникам…»
Новый лидер подчеркнуто оптимистичен, улыбчив и открыт. Его манера держаться и говорить с прессой мысленно возвращает в политическую атмосферу России начала ХХI века: культ силовиков еще не набух, публичная деятельность не ограничена карательной психиатрией телевизионных ток-шоу, Ходорковский на свободе, на НТВ еще идет программа «Куклы», а живой Доренко с Мамонтовым рубят правду о подлодке «Курск». Еще миг, того и глядишь поверишь, будто 13 сентября 2020 года всех нас ждут честные выборы.
История с досрочным снятием кандидатов-одномандатников в Рязани (облизбирком нашел нарушения в подписях всех, кроме Романа Алиева; список партии, как в Воронеже, тронуть не посмели, – ред.) не дает покоя господину Нечаеву, и он видит этому такое объяснение:
– «Новые люди» могут конкурировать с нынешними парламентскими партиями и получить представительство как в будущей Государственной Думе, так и в исполнительной власти. Эпоха партий, которые существуют только в телевизоре и интернете, закончилась.
Многие идеи и предложения «Новых людей» попали в общероссийский тренд и получили у народа широкий отклик: поддержка самозанятых граждан, закрепленный на госуровне отказ от вредных продуктов питания, улучшение безопасности на российских дорогах, реформа силовых структур. В регионах сторонники тоже стараются держать планку. В кулуарах съезда обязательным условием – самопрезентация местных разработок и инициатив. Стенд нашей делегации запомнился сразу двумя проектами. Первый – по развитию Рязанской области. Кандидат в депутаты Юрий Серегин изложил пошаговый план, как преобразить переживающую не лучшие времена акваторию Оки, восстановить на реке транспортное сообщение и сделать ее востребованным туристическим маршрутом (проект с привлечением частных инвестиций «Новая река Ока»). Спортсмен и тренер Алексей Шаев сосредоточил внимание на одной из главных городских задач – создании во дворах многоэтажек комфортных спортивных и детских площадок (проект за счет участия в грантовых конкурсах «Новый двор»).
Два других рязанских спикера солировали в субботу на главной сцене. Директор Центра развития детей и молодежи «Пламенный» Александр Ширяев выступил за скорейшее реформирование системы школьного образования.
– В школах не учат, а натаскивают сдавать тесты, – считает Александр. – Приоритет нашей партии – отказ от концепции школы как «образовательной услуги». Школа должна готовить человека к жизни, не только учить, но и воспитывать. Поменялось время, изменились дети и отношения вокруг, а школа перестала давать знания. Наша партия уделяет внимание реформированию образования. В команде люди, с которыми у меня сходятся взгляды. Я иду в политику с «Новыми людьми», чтобы улучшить систему образования и расширить мои общественные инициативы. – И объясняет, как в целях эксперимента превратить несколько рязанских школ в хабы для старшеклассников, в которых будут учить по новым образовательным методикам с упором на подготовку детей к освоению выбранных профессий. Логика педагога Ширяева немного провокационна: власть не разрешит масштабную реформу системы образования, в то же время чиновники будут «не против понаблюдать» за экспериментом с хабами.
А вот на амбициозный проект Нелли Лукашовой – вынос железнодорожных вокзалов за пределы Рязани, скоростной трамвай от загородного ж/д вокзала через весь город, развитие экологичных видов транспорта, а также ограничение этажности новостроек и благоустройство с масштабным озеленением – могут уйти «многая лета».
* * *
Впереди у партии трудный путь. С формой определились, дело за наполнением смыслами. Въезжать в политику верхом на привлеченных медийных личностях (Канделаки, Летучая, Минаев) уже не получится. Равно как и дрейфовать от выборов к выборам с региональными координаторами «Фаберлик» во главе региональных отделений партии. Этот придуманный Нечаевым ход был разумен только на техническом этапе становления. Но стоило одномандатникам уйти в самостоятельное плавание, они посыпались на сборе подписей – в регионах просто не нашлось столько инструкторов, способных за короткий срок отобрать, проверить и сброшюровать подписные листы. Партии пора формировать свой костяк политических функционеров и управленцев в регионах.
Глядя на неоднородный состав «Новых людей» – от хипстеров до многодетных мам и отцов (у лидера партии, кстати, пятеро детей), думается, что Нечаев хоть и делает первые шаги в большой политике, но тысячу раз прав, не оставляя шансов на политическое будущее тем, кто «только в телевизоре и интернете». Ведь с учетом происходящих в мире процессов снова становится актуальным тезис: рано или поздно на смену сборищам номенклатурщиков придет «третий сектор» – партии нового типа, общественные и правозащитные объединения, где люди сплочены не вокруг идеи взять власть, а вокруг понимания, как распорядиться властью – на пользу обществу.
И чутью бизнесмена в данном случае доверяешь больше, чем политологу или аналитику, которые все еще смотрят на страну из окопов начала нулевых.
Алексей ФРОЛОВ