Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 13 сентября 2018 г.
Восьмипроцентный раствор власти
 Слова «единоросс» и «клоун» в Рязани все чаще воспринимаются как синонимы

После очередных выборов в Рязанскую городскую Думу самое время напомнить, за кого якобы проголосовало большинство избирателей города. Якобы – потому что на участки явилось меньше 22% и единороссы набрали чуть больше трети. То есть в реальности за них голосовало около 8% избирателей. Как партия, поддержанная 8% населения, может считаться «партией власти» – это отдельный вопрос. Приходит в голову фраза Задорнова о «стране непуганых идиотов»: похоже, в России она будет жить долго. 

«Единая Россия» — Император Галактики

Наши властюки часто сами не понимают, что несут. Иногда кажется, что они соревнуются друг с другом: кто скажет смешнее. Притчей во языцех стала фраза экс-премьер-министра Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Не сильно уступил ему друг и соавтор шарлатана Петрика Борис Грызлов, работая в Госдуме заявивший: «Парламент – это не место для дискуссий». Нынешний глава правительства – тоже вполне красавец. «Денег нет, но вы тут держитесь», – говорит. И не где-нибудь, а в Крыму.    



Это, так сказать, федеральный уровень. Доморощенные единороссы стараются не отставать: златоусты – дай бог каждому, рассказать можно только их же словами. «На линии» Лариса Максимова. В тот момент председатель Рязанской городской Думы, успевшая до этого администрацией города порулить. Приходит Максимова на встречу с избирателями (август 2013-го) и заводит вот какую речь: «...мы должны поддержать ту партию, которая нам дает зарплату, еду, которая не делит власть ни с какой партией, которая нам дает дороги, которая нам дает детсады». Это Путин зачем-то говорит постоянно, что и он, и другие чиновники – лишь менеджеры, нанятые населением. А местные единороссы президента готовы поправить. Только партия, дающая нам зарплату, еду, дороги и детсады – это мелко. Надо говорить, что благодаря «Единой России» мы зачаты, появились на свет и можем дышать воздухом. Россия ведь «страна непуганых идиотов» – и не такому поверят.  

Не менее витиевато, только в другую степь, высказался однажды нынешний вице-премьер Алексей Гордеев. Он баллотировался в Госдуму от Рязанского региона, а затем одно время был министром сельского хозяйства. Именно в этом качестве и заехал как-то на местный конезавод. Где, судя по единодушным цитатам коллег, отмочил дословно следующее: «Практика во всем мире показывает, что развитие любого государства, в том числе его социально-экономической политики, напрямую связано с тем, как развивается коневодство». Может, тоже «задвинуть» что-нибудь мощное? Например, что развитие государства напрямую зависит от наличия в домах его жителей джунгарских хомячков? И стоит это произнести – сразу прямая дорога в Императоры Галактики. 

Натуральный колхоз, полная деревенщина во власти – что в центре, что на местах. По моим представлениям, люди с таким мышлением должны руководить максимум сельсоветом в медвежьем углу, а то и вовсе коровником. Впрочем, для министра сельского хозяйства слова «колхоз» и «коровник» – наверное, льются в уши как елей.  



Но всех местных златоустов перещеголял бывший вице-губернатор Сергей Филимонов. Возможно, правда, что не он, а его холуи – достоверно неизвестно, сам ли он заказал снять про себя дурацкий фильм или окружение решило обслужить «барина». Из увлекательной картины, рассказывающей о нелегком пути чиновника, начавшемся на излете перестройки в Ряжском райкоме ВЛКСМ, можно узнать, как он любит многодетные семьи, радеет за народ и прочую самопиарную чепуху. Это ладно: людей с плохим вкусом, но хорошей самооценкой и без Филимонова пруд пруди. Главное – концовка эпического полотна. Там Филимонова на полном серьезе сравнивают с такими гражданами, как Сергей Есенин, Константин Циолковский, Иван Мичурин, Александр Александров. И наглядную картинку показывают – видно, для совсем тупых, кто без картинки не сможет осилить звонкую мысль о том, что Филимонов стоит в ряду именно этих великих земляков. Если встретите этого симпатичного дядечку, смахивающего на Винни-Пуха, – обязательно попросите с вами сфоткаться. И будет в вашей коллекции фриков редкий экземпляр. 
Филимонов по-прежнему в областном правительстве, а Людмила Максимова, которой «Единая Россия» дышать и ходить разрешает, после двух «отбытых» сроков и в третий раз стала городским депутатом. 



Поступки местных единороссов часто куда ярче слов, долго можно перечислять. Но обсуждать их всерьез – велик риск не удержаться от мата. Вспомню лишь один забавный, но отлично иллюстрирующий сказанное про уровень культуры и по-колхозному зашкаливающее ЧСВ местных деятелей «ЕдРа». В конце мая 2013-го доброхоты из рязанской приемной «Единой России» повесили себе на дом красивую вывеску. И даже не просто вывеску, а огромный плакат в полстены, чтобы никто не ошибся и все знали назубок – именно в этом доме их общественная приемная расположена. Все бы ничего, только слово «Россия» написали зачем-то с одним «с». И посчитали, что так и надо, потому что провисела вывеска не один день. Когда история получила огласку, вывеску сменили на правильную. Однако фото пиршества духа рязанских колхозников до сих пор без труда находятся в Сети. 

Сидоровы бывают не только козы



Это все хиханьки-хаханьки, а когда тебя самого задевают – уже не всегда смешно. Предыдущие выборы в Рязанскую гордуму проходили 8 сентября 2013-го, ровно пять лет назад. Незадолго до этого я – человек, пишущий о культуре, а не политике – узнал, что являюсь, оказывается, проповедником ваххабизма. Узнал я это из подложного выпуска «Новой газеты», который раскидывали в почтовые ящики избирателей 12-го округа. Дернуло тогда редактора рязанского выпуска «Новой» Алексея Фролова избираться там в гордуму. И главной темой подложной фальшивки, где много было разных гнусностей, стало подписанное моей фамилией громоздкое интервью, якобы взятое у страдающего джихадизмом в терминальной стадии лидера несуществующего в природе джамаата «Халифат Рязани» Султана Гаджиева. Этот бредовый до крайности текст назывался «Депутат Сидоров ответит за то, что отказал нам в молельной комнате!» Прямо в заголовке чисто по-колхозному засветился интересант мразотной газетки – единоросс Александр Сидоров, который с Фроловым на выборах соперничал. И даже «победил», а не оказался под судом.  



Потому что быстро выяснилось, что в Рязани нет ни адекватной полиции, ни адекватной прокуратуры. И туда, и туда заявления были, разумеется, поданы. Но прокуратура смолчала, а полиция работала лишь первые часы после обнаружения преступления. Ее стараниями тут же был выявлен мелкий пакостник Дениска Абакумов, по чьему заданию глупые школьники раскидывали мерзость по почтовым ящикам. Тот указал на офис Александра Сидорова, где полицейские обнаружили целые кипы подложной газеты. Но на этом расследование резко встало. Оказалось, что нельзя в Рязани кандидатов-единороссов трогать. А то еще несознательные граждане могут решить, что Россия – цивилизованная страна. Или  – страшно подумать! – правовое государство. 



Если превращать человеческие поступки в художественные образы – знаете, на что, по-моему, было похоже? Идет в толпе пешеходов человек в хорошем костюме и при галстуке. И вдруг неожиданно подпрыгивает, орет как резаный, отходит на пару метров в сторону, снимает штаны и начинает прилюдно валить кучу на асфальт. При этом тужится, попукивает, в общем, делает свое черное дело с удовольствием и аппетитом. Да еще покрикивает время от времени по сторонам: «Смотрите! Смотрите! Лучше меня никто не умеет!» Куча у него и правда большая получается, дерьмо дымится, пахнет соответствующим образом. Проходящие зажимают руками носы, стараются держаться подальше от сумасшедшего и скорее пройти мимо. А говнюк с победным видом оглядывается по сторонам, радостно хохочет и лупит себя в грудь: «Вы что, еще не поняли, какой я молодец?!» 

В деревне такое, может, и считается нормальным. Но здесь какой-никакой город, хоть и отягощенный деревенскими традициями. Я ведь уже не раз писал, что Рязань – город агрессивно насаждаемой деревенской культуры и это следствие урбанизации, захлестнувшей регион ко второй половине XX века. Послевоенные двадцать лет без малого втрое увеличили городское население, и случилось это почти целиком за счет притока рабочей силы из близлежащих деревень и сел. Процесс затухает, но последствия затронут еще не одно поколение. Например, в сфере культуры до сих пор ретранслируются замшелые мифы про незамутненные деревенские истоки подлинной русской культуры и прочая белиберда. Отсюда же – массовый интерес к мероприятиям вроде «Играй, гармонь», выступлениям «фольклорных» коллективов и другим проявлениям именно деревенского образа жизни. Видно это и по рязанской политике, где деятели «от сохи» часто занимают главенствующее положение. Так что про колхоз и коровники – это не просто ирония, люди реально привыкли навозом дышать. 

Помню, хотел еще тогда написать про упомянутый выше случай. Дескать, было бы интересно посмотреть, что бы этот Сидоров делал, обнаружив в почтовом ящике газетку, где, допустим, написано, что сам он вор, жена его и мать – шлюхи, а отец – содомит и педофил. И что бы делал с такой же газеткой, только про себя, главный местный единоросс Аркадий Фомин, который вряд ли не знал о, скажем так, нетрадиционной предвыборной ориентации соратника. И еще до кучи тогдашний прокурор области Сергей Легостаев, решивший, что повода для возбуждения уголовного дела тут нет.  

Но потом вспомнил известную присказку, что если облаяла собака возле помойки – это не повод становиться на четвереньки и лаять в ответ. Хотя кто такие Сидоров и Фомин на всякий случай посмотрел. Вопреки ожиданиям, Сидоров оказался родом не из глухой деревни, где работал уборщиком навоза местной скотобазы, а из Чаплыгина – маленького, но города. Зато Фомин – как заказывали, село Мосолово Шиловского района. Натуральный колхозник, сельская гопота.  

Когда Сидоров стал депутатом, пришла было в голову мысль, что теперь я знаю, где в Рязани живут особо тупые люди – в границах избирательного округа №12. Но Алексей Фролов в деталях мне поведал, как они с председателем одного из местных ТСЖ за время, проведенное в день выборов на избирательном участке, знакомых встретили гораздо больше, чем в итоге счетная комиссия голосов ему насчитала. И про то, как Фролов сотоварищи «карусельщиков» ловили за руку, но никто на это не отреагировал. Так что дело вряд ли в голосовавших: какие депутаты – такие счетчики. Когда увидел по телеку честные глаза «счетовода» Жанны Фоминой, невестки местного босса-единоросса, – захотелось плюнуть в экран. А когда там появляется Элла Панфилова, рассказывающая нам о чистоте и прозрачности российской выборной системы, – тем более хочется. 

Может, не вспомнил бы эту историю, но с очередными выборами в гордуму решил поинтересоваться, что в нашем колхозе с политикой. И снова обнаружил нечаянного «знакомца» Сидорова. Он теперь перебазировался в центр города – в 19-й избирательный округ. Хотел опять в 12-м «распушить хвост», но Фомин не разрешил. Приберег это место для двоюродного брата Сергея (мужа той самой Жанны Фоминой). А в остальном Сидоров местных единороссов устраивает: в гордуме на третий с половиной срок пошел. Старожил. Можно сказать, один из символов рязанского отделения партии «Единая Россия».    

Немного о параллельном мире

Вообще-то я знаю лично довольно много единороссов – от сугубо местных до реальных «шишек», вплоть до экс-руководителя их фракции в Госдуме Владимира Васильева, разгребающего теперь «авгиевы конюшни» в Дагестане (он любитель авторской песни, а я одно время работал арт-директором Театра песни «Третье ухо» в столичном литинституте). Встречаются колхозники типа рязанских, но в основном – люди вменяемые. Бывает, в приватных разговорах они искренне удивляются, с чего это умные и честные граждане нечасто вступают в их партию, а то и вовсе считают действующую власть оккупационным режимом и готовы будут при случае вешать ее клевретов на фонарях. Меня же удивляет их удивление. Потому что отношусь к некоторым деятелям «ЕдРа» с чисто пролетарской ненавистью. Интересно, когда деревенские ущербы, расталкивая всех локтями и попукивая от напряжения, рвутся к вожделенной кормушке, – они действительно считают, что покупают себе светлое будущее, и расплачиваться не придется? Покупают, конечно. Место на сковороде поближе к огню, если по одним верованиям. Перерождение в убожество, страдающее мыслимыми и немыслимыми болезнями, – по другим. По третьим, четвертым и далее – все равно ничего хорошего не ждет. Хотел бы я хоть одним глазком посмотреть, что с ними будет на том свете.  

Тропою Трампа

То, что «Единая Россия» все-таки выиграла тут местные выборы – во многом заслуга президента, в недавнем телеобращении милостиво «понизившего» женщинам возраст пенсии с 55 до 60 лет. Женщины обрадовались «понижению», и напряг в обществе, как показывают соцопросы, резко спал. Плюс, конечно, несмотря на то, что вокруг город и вообще XXI век, по-прежнему важную роль играют люди, готовые продать свой голос за гречку или гарантию рабочего места с мизерной зарплатой – рязанская деревенщина все еще использует эти «предвыборные технологии» уходящей эпохи. Рискну предположить, что без голосов продажных бюджетников и пенсионеров «Единая Россия» проиграла бы выборы и КПРФ, и ЛДПР.  А «Яблоко» и «Коммунисты России» точно прошли в гордуму. Так что это не поражение – напротив, все интересное здесь только начинается. Для оппозиционных партий дело осталось за малым: начать выигрывать не только среди нравственных людей, но и среди избирателей. 

Что для этого нужно? Ответ мне кажется очевидным. На следующие городские выборы голосовать массово придут люди, родившиеся уже в XXI веке. Значит, на порядок вырастет активность в интернете. И живое общение с избирателями – через стримы и прямо во дворах, поколение-то непуганое. Эта тенденция уже работает – гляньте ради интереса, что случилось во Владимирской области, где Максим Шевченко расшевелил тамошний курятник. Здесь к подобным изменениям частично готово только ЛДПР – отсюда их высокий процент. На этом, кажется, все: остальные не поняли, что мир вокруг стремительно меняется. И что скоро не будут работать ни гречка, ни теледебаты, ни, тем более, поддержка какой-то партии действующей властью. Ну, колхоз – он и есть колхоз, это определение не только «партии власти» касается. Хоть бы у Трампа поучились что ли, с интернетом у нас не хуже, чем в Америке.

Федеральная «Единая Россия» тоже обязательно поможет. Это сейчас на протестные акции по стране в день выборов пришли десятки тысяч человек. Но правительство делает все, чтобы протест стал по-настоящему массовым. «Кормовая база» у самоназначенной «элиты» сокращается, зато аппетиты растут. Еще парочка таких «пенсионных реформ» (неизбежных при нынешнем экономическом курсе), десяток заявлений деревенщины про то, что «хотели как лучше» и «денег нет, но вы держитесь», и выйдут сотни тысяч. Не малолетних навальнят, а взрослых с разными политическими взглядами – Болотная покажется детским утренником. 

Наши властюки тупые, любой протест у них – влияние «агентов госдепа», хотя настоящие агенты они сами: это их родственники безбедно живут за границей и делают безумные карьеры в госкорпорациях. Реагировать на подобные вещи они совсем не умеют (см., например, реакцию Тулеева в Кемерово после трагедии). Даже в глухой провинции вроде Рязани многие граждане слова «единоросс» и «преступник» уже воспринимают как синонимы. Судя по одиозности фигур на последних выборах, таких здесь будет становиться все больше и больше. Лично я пока склонен отождествлять лишь слова «единоросс» и «клоун». Правда, некоторые местные подозрительно напоминают клоуна из романа Стивена Кинга «Оно». 
Анатолий Обыдёнкин