Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 13 сентября 2018 г.
От петрушек до ангелов
 Рязанка Ирина СЕЛЬМЕН создает уникальные авторские куклы и ищет актеров для необычного спектакля

Нечасто увидишь на рязанских персональных выставках многообразие жанров и стилей, в которых работает автор. Именно такой творческий калейдоскоп сейчас представлен в Центральной городской библиотеке имени С.А.Есенина, где открылась экспозиция «Не только куклы…» художницы из Солотчи – Ирины Сельмен. И одной из ее созидательных ипостасей является создание авторских и театральных кукол, о чем мы и поговорили с ней на презентации выставки. 



– Ты представила на этой выставке произведения в совершенно различных жанрах – керамика, батик и графика. Отдельного внимания заслуживают авторские и театральные куклы, которые также различаются между собой.

– Да, здесь есть петрушечные куклы или, как их еще называют, «куклы-перчатки», созданные специально для театральных представлений. На профессиональном сленге их просто называют «петрушка». Когда я только начала этим заниматься, то думала, что петрушка является персонажем, но, как оказалось позже, так именуют любую куклу, которая надевается на руку. К тому же у петрушки существует свое амплуа.

– За какой период здесь представлены работы?

– Все началось с тех пор, как я увлеклась авторскими куклами. Это был приблизительно 2012 год. С того момента я начала выставляться на разных кукольных экспозициях. У нас был кукольный клуб, где мне преподавала Лариса Савельевна Сёмочкина. Кстати, хотелось бы найти ее через вашу газету, потому что она куда-то пропала и уже не работает на прежнем месте. Она была моей первой преподавательницей по авторской кукле. Затем все театральные куклы сделаны за пять лет моего обучения. Этим летом я как раз окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.



– В твоем творчестве ярко выражена тема ангелов. С чем это связано?

– Дело в том, что я очень люблю ангелов. Я их не только создаю, но и коллекционирую. И какое-то время в шутку говорила о себе, что являюсь «художником ангельского чина». Я делала ангелов из глины и дарила их другим людям. В итоге пришла такая мысль, будто даришь кому-либо ангела-хранителя. Это не какая-нибудь кошечка или собачка, а ангел-хранитель, сам подарок несет в себе много смысла. Потом в моем творчестве отдельно присутствует тема блаженных. Я люблю всяких необычных людей. Они мне интересны больше, чем простые обыватели. Интересуюсь житием блаженных, читаю об этом. К тому же я православный человек.



– Это твоя первая персональная выставка?

– Да. И в таком объеме я выставляюсь впервые. Потому что раньше показывала только керамику и кукол. Мне год назад предложили сделать выставку в рязанской Центральной городской библиотеке имени С.А.Есенина. Я пришла и показала фотографии своих работ. Мне сказали, что следующий год объявлен Годом театра, и моя экспозиция придется как раз кстати. После защиты диплома я сразу приступила к формированию выставки.

– Можешь поподробнее рассказать, чем авторские куклы отличаются от петрушек?

– Начнем с того, что такое авторская кукла? Прежде всего, это интерьерная работа, украшение. Она несет смысловую нагрузку в зависимости от того, что она из себя представляет. И некоторые коллекционеры, достаточно богатые люди, специально подбирают кукол под свой интерьер. 

А театральная кукла – это рабочая лошадка. Она работает, дружит и действует со зрителем. Она показывает себя в произведении, которое замыслил режиссер. И перевоплощается в руках актера. В театре кукол существуют не только петрушки. Есть марионетки, есть гапитные тростевые куклы. У меня на выставке показаны подобные. Например, марионетка «Настоятель храма» к японской сказке. Либо гапитная тростевая кукла отца Лоренцо к спектаклю «Ромео и Джульетта». В последней находится шток, крутящий головой, а трости позволяют управлять руками. Еще существуют планшетные куклы. Они очень интересны сами по себе. У них находится по одному штоку в голове и области таза, которыми манипулирует один человек. Еще один актер управляет руками, а третий – ногами. Называется же планшетной, потому что ходит как бы по планшету – по поверхности сцены.



– В данный момент какой жанр ты предпочитаешь в творчестве?

– Я очень полюбила петрушечную куклу. Поэтому свой дипломный проект делала как уличный петрушечный театр. Это самый древний вид кукольного театра. Начинался в средние века в Италии в виде площадного балаганного театра. И он мне близок, поскольку является народным. Но сейчас хотелось бы вернуться к авторской кукле. Потому что в ней я могу выражать все, что хочу, а не то, что требует спектакль, преподаватель или курсовая работа. У меня есть множество задумок. Когда училась в академии, то постоянно размышляла, как их лучше реализовать, но не было времени. Приходилось много учиться, читать, поэтому не успевала воплощать собственные творческие замыслы.

– Также я знаю, что ты иллюстрировала книги.

– Да. Я работала иллюстратором. В том числе в православном издательстве «Зёрна». В итоге выпустила православную книжечку для детей под названием «Зёрнышки».

– А продолжаешь заниматься керамикой?

– Сейчас сломалась печка и ее нужно чинить. Но для керамики у меня все есть. Я же в керамику достаточно много вложила. У меня был своеобразный взлет, когда мои изделия хорошо продавались. Еще я выставлялась в ЦДХ в Москве. Но тот высокий подъем сейчас пошел на спад. Тем более, в первую очередь я хочу заниматься куклами и батиком.



– Какие-то куклы уже участвовали в спектаклях?

– Здесь представлены работы из дипломного спектакля. И сейчас у меня есть реальная возможность сделать театральный проект, но нет актеров. Но у меня еще есть время, и я надеюсь, что кого-нибудь найду. Ведь это самая простая кукла, и здесь можно задействовать непрофессионалов. И снова хочу обратиться к читателям через вашу газету, что ищу актеров для своего проекта.

Справка «Новой»

Ирина СЕЛЬМЕН окончила в 2007 году факультет дизайна Московского института культуры и искусств. Иллюстрировала книги в православном издательстве «Зёрна». Посещала авторскую студию Людмилы Пресняковой. Больше года работала в батик-ателье «Рокада», где освоила технику росписи по ткани. Затем окончила факультет театра кукол Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Член творческого союза «Мещера».

Фото автора

Взглянуть на кукольное разнообразие можно до 28 сентября по адресу: Первомайский проспект, д.74, корп.1. Время работы библиотеки: ежедневно, кроме пятницы, с 11.00 до 19.00. Последний день месяца – санитарный. Контактные телефоны: 76-14-35, 92-74-89. Вход свободный.
Георгий ТИТОВ