Театральное жюри не нашло лучшего режиссера, но определило лучших артистов
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Это был, пожалуй, тот редкий случай, когда артисты и служители рязанских театров поднимались в театр драмы не со служебного входа, а с центрального. По красной дорожке под торжественные фанфары, аплодисменты зрителей, в свете прожекторов и фотовспышек. 7 октября в Рязани вручили областную театральную премию «Зеркало сцены».
Фестиваль «Зеркало сцены» состоялся в нашем городе уже второй раз. Церемонии награждения предшествовал конкурсный этап, на который четыре местных театра выставили девять постановок. Оценивало работы профессиональное жюри, состоящее из ведущих московских и санкт-петербургских критиков. Строгому и беспристрастному анализу был подвергнут каждый спектакль, а итоговое обсуждение, по словам жюри, заняло несколько часов и завершилось только к рассвету, в полчетвертого утра в день вручения премии. Так что интрига сохранялась до самого вечера. И артистам на красной дорожке приходилось только гадать, кто станет чемпионом.
Впрочем, независимо от того, в чьих руках оказалась заветная статуэтка, радовались все и за всех. В начале церемонии ведущие постарались настроить публику на радостную волну. Привычные к репетициям театралы правильно изобразили по мониторам-суфлерам и «теплые аплодисменты», и «бурные овации», и «неудержимое ликование». Но надписи, которая требовалась чаще всего: «аплодисменты переходят в овации и зал встает» – в заготовках не предусмотрели. А именно так гости вечера приветствовали победителей.
Однако начался праздник с минорной ноты. Собравшиеся почтили память своих коллег, ушедших из жизни в 2016 году: Татьяны Шестаковой, режиссера и сценариста, и Игоря Терехова, педагога-хореографа. А выставленные в фойе театра архивные материалы напомнили о 70-летии, которое отметила бы в этом году режиссер Жанна Виноградова.
Главная же сценарная линия церемонии вполне ожидаемо развивалась в кинематографическом направлении. Организаторы праздника вспомнили о давней и крепкой любви театра и кино и решили «устроить им свидание». Ну а поскольку эта встреча уже далеко не первая, то здесь не до романтических вздохов: требуется страсть, яркость и темперамент. Что и обеспечили кавер-группа «Hot Staff» и шоу-балет «Бит стрит».
За кинематограф на этом свидании отвечали рязанские артисты, столичные знаменитости и голливудские звезды. Видеонарезка «Наши в кино» напомнила зрителям, в каких лентах можно увидеть родные лица. Андрей Мерзликин поздравил рязанских коллег прямо из «грустных московских пробок». А Квентин Тарантино с плохо скрываемой завистью оценил «кровавый» «Яр» Театра на Соборной... Уморительно переозвученные монологи американских корифеев стали «фишкой» вечера, вызвав смех и аплодисменты. Но даже и они не затмили главной интриги – награждение за лучшие творческие работы.
Надо сказать, что по ряду номинаций победители так и не определились: не были вручены награды за «Лучшую работу балетмейстера/хореографа», «Лучшую работу художника по костюмам», «Лучший спектакль малой формы». Вакантной осталась и премия «Театральное событие».
И самое главное, вынося свой вердикт, приглашенное жюри обнажило, по сути, самую больную проблему рязанского театрального пространства: премию в номинации «Лучшая режиссерская работа» также было решено не присуждать.
При этом в актерских номинациях пришлось учредить даже спецпремии, чтобы отметить все таланты.
«Лучшей женской ролью» признана работа Людмилы Коршуновой в постановке театра драмы «Вышел ангел из тумана». А ее коллега по сцене Олег Пичурин за роль в этом же спектакле получил «Лучшую мужскую роль».
Награду за «Лучшую роль в спектакле для детской или подростковой аудитории» получила Светлана Гусева за роль в спектакле театра кукол «Колобок, или В гости к бабушке». «Колобку» присудили и премию жюри «За мастерство вовлечения зрителей в игровое пространство спектакля».
«Лучшая роль второго плана» ушла в музыкальный театр Алексею Исаеву (партия Зупана, оперетта «Цыганский барон»). Также этот театр был отмечен премией жюри «Искусство мизансцены»: ее вручили Александру Сапрунову. Лучшим дирижером был признан Ариф Дадашев.
В специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства региона» награжден Сергей Леонтьев. За роль Полония в спектакле «Гамлет» отмечен артист театра драмы Юрий Борисов. Премия жюри «Мастер эпизода» досталась Игорю Гордееву (роль Мартовского зайца в спектакле театра драмы «Алиса в стране чудес»). И целую россыпь наград присудило Министерство молодежной политики, физической культуры и спорта: здесь были отмечены молодые артисты четырех театров: Василий Уточкин, Дмитрий Мазепа, Роман Горбачев и Антон Свиркин.
«Лучшим спектаклем для детей» признана «Алиса в стране чудес» (театр драмы).
И, наконец, триумфатором «Зеркала сцены – 2016» стал спектакль «Яр» Театра на Соборной. Эта постановка собрала больше всего призовых статуэток: «Лучшая работа художника-постановщика» (Николай Слободяник), «Лучшая работа художника по свету» (Анастасия Кузнецова), «Лучшая работа композитора» (Николай Морозов), «Премия театральных журналистов и критиков Рязани» и, главное, «Лучший спектакль большой формы».
Согласиться или поспорить с жюри может каждый рязанский зритель: сезон только начался, а значит, есть время пересмотреть премьеры прошлого сезона и подготовиться к новым.
Вера НОВИКОВА