Рязанцы могут начать самостоятельно решать свои проблемы – без помощи властей
На днях выложил в Инстаграме снимок раздолбанной внутридворовой дороги в Дашково-Песочне. Фото собрало, как водится, пару десяток отметок «Нравится» и несколько едких комментариев. Ну, а что же мы можем еще, кроме того, чтобы лайкать, возмущаться в пустоту и иронизировать? Ситуация с ямой у подъезда идеальна – на основе нее можно смоделировать варианты решения или нерешения усилиями граждан любой проблемы в государстве и нашем регионе.
Итак, вариант первый и самый очевидный – потребовать от ответственных должностных лиц исправить нарушения. То есть написать, куда только возможно: в мэрию, ГИБДД, прокуратуру и Деду Морозу. Проверено многочисленными личными опытами: работает этот механизм с переменным успехом.
Карьера чиновников, как правило, не зависит от общественной оценки качества их работы. Да что там – у нас институт репутации отсутствует напрочь. Мы и бровью не ведем, когда депутатов и глав исполнительной власти обвиняют в плагиате диссертаций и присвоении незаслуженных наград. Это где-то еще политики из-за этого в отставки подают, как и в случае малейших подозрений в коррупции. Мы смеемся над тем, как глупые иностранцы считают чуть ли не преступлением ужин члена правительства за чужой счет и сразу требуют от него объяснений. У наших никто не спрашивает за дорогостоящие коттеджи и автомобили, заработать на которые при официальной зарплате они могли бы лет через 20 – да и то, если всей семьей голодать.
Исходя из вышесказанного, надеяться на то, что человек при кресле будет добросовестно исполнять свои обязанности – наивно, конечно. Единственный побуждающий мотив – возможное недовольство вышестоящего начальства. Перед перспективой гнева босса чиновник дрожит и зубами стучит. Поэтому тактика написания жалоб даже по местным проблемам сразу президенту не так уж и лишена смысла.
Однако абсолютное большинство никогда никому ничего не напишет – даже если у них перед парадной извержение вулкана начнется. Если они и считают, что государство им что-то должно, то представление о границах этого долга имеют весьма абстрактное. Во многом это проистекает из того, что мы не можем толком разобраться, сколько на самом деле платим власти за свое обслуживание. В лучшем случае думаем, что 13% с зарплаты, в худшем – ничего. И таким образом приходим к выводу, что если чиновники хоть что-то и делают – то уже хорошо. Главное, чтобы сильно не воровали. На самом деле все совсем не так. Россия – страна с очень высокими косвенными налогами. Теми, которые обыватель и не видит, расплачиваясь за товары в магазине. И на самом деле мы платим государству чуть ли не половину от всех своих доходов. А теперь предположите, повысились бы критические настроения россиян, если бы они видели, что отдают не 13% с зарплаты, а 40% или 50%? Получая при этом разбитые дороги. Вопрос риторический. Потому правительство и двигается в обратном направлении – думает, как бы снизить прямые налоги, повышая при этом не заметные неопытному взгляду косвенные.
Переходим ко второму варианту приведения внутридворовой дороги в порядок. Это собраться жителям дома, самостоятельно выйти на улицу и заделать ямы асфальтом. Фантастика, конечно. Но мне кажется, мы скорее придем к этому механизму, чем заставим чиновников хорошо работать. Все предпосылки для этого есть.
Что выслушает сегодня в ответ человек, если предложит соседям скинуться на асфальт во дворе? Ну, как минимум, что он сумасшедший. Как максимум – мошенник. Но это пока. Может пройти немного времени – и такой опыт местного самоуправления станет востребован.
Мы уже не удивляемся, когда собирают деньги на помощь детям-сиротам. Их ведь тоже обязано содержать государство, но мы понимаем, что должны положить несколько сотен своих рублей в копилку. В Рязани вообще бум благотворительных мероприятий. Только на днях был вечер в поддержку пострадавших в ДТП Алевтины Ефремовой и Юлии Пискуновой. Молодые рязанцы отдавали довольно крупные суммы на лечение и восстановление девушек. Или вот 30 октября прошел благотворительный аукцион в поддержку сидящих в рязанской колонии политзаключенных. Пришли 50 человек, собрали 40 тысяч рублей. Подчеркиваю: никому из рязанцев эти узники лично даже не знакомы, их привезли этапом из Москвы. Но все равно помогли – незнакомым.
Скоро общество научится не только помогать нуждающимся и спасать умирающих, но и самостоятельно, самоорганизуясь, решать вопросы комфортного проживания и поддержания порядка. Без помощи официальных властей, пребывающих в бездействии. Это и будет настоящим самоуправлением, независимость которого закреплена в российской Конституции. Только вот вопрос: что делать с нашими налогами?
Сергей ЕЖОВ