Восстановившись после травмы, Вячеслав Данилин стал одним из главных творцов неожиданного успеха ФК «Рязань»
Даже сейчас в это верится как-то с трудом: совершив головокружительное восхождение по турнирной таблице, ФК «Рязань» завершил свое выступления на летне-осеннем отрезке первенства России на втором месте. Одним из футболистов, благодаря которым стал возможен этот успех, является опорный полузащитник «горожан» Вячеслав ДАНИЛИН. Нынешней весной именно наша команда предоставила ему возможность возвратиться на профессиональный уровень после травмы, и Вячеслав, став одним из ключевых игроков, отплатил ей той же монетой.
– Вячеслав, ты воспитанник торпедовской школы, пять сезонов провел в дубле «Торпедо-Металлурга» и ФК «Москва». Выходит, с самого детства готовил себя к выступлению на высшем уровне?
– Если, в конце концов, достичь поставленной цели все же удалось, значит, это того стоило. Плюс к этому в середине 2004 года нашу команду возглавил Леонид Слуцкий (ныне главный тренер столичного ЦСКА, – Ю.М.). В то время мы находились в нижней части турнирной таблицы, но в итоге стали победителями турнира дублирующих составов. Мы сразу поняли, что это за специалист и, как показывает действительность, не ошиблись. Львиная доля того, чего мне удалось добиться в футболе, это заслуга Леонида Викторовича, а уже через год под его руководством я дебютировал в Премьер-лиге.
– Не осталось какого-то сожаления, что не удалось закрепиться там надолго?
– Есть, конечно, ведь я фанатично был предан футболу и своей родной команде, за которую выступал с шести лет. На детском и юношеском уровне выигрывал чемпионаты России и Москвы, затем в соревнованиях дублеров становился победителем, серебряным и бронзовым призером. На эту тему у меня были разговоры с тем же Слуцким, который не раз повторял, что нужно еще потерпеть. Но когда в команду пришли Сергей Семак, Петр Быстров, Роман Адамов, конкуренция в ФК «Москва» стала столь серьезной, что я почти перестал попадать в заявку и вынужден был подыскивать другие варианты продолжения карьеры.
– Что осталось в памяти от выступления в элите?
– В первую очередь дебютный матч против столичного «Динамо» в 2005 году, который вошел в историю российского футбола благодаря тому, что в стартовом составе нашего соперника на игру вышли одиннадцать легионеров. Естественно, запомнились кубковые матчи, в которых я забивал грозненскому «Тереку» и дважды махачкалинскому «Динамо». А разве забудешь игры с сильнейшими командами страны, где мне посчастливилось противостоять таким звездам как динамовцы Данни и Дерлей, армейцы Вагнер Лав и Карвальо, в «Зените» уже входили в силу Аршавин, Кержаков и Денисов.
– А как получилось, что из российского чемпионата ты перебрался в латвийский?
– У тогдашнего генерального менеджера ФК «Москва» Белоусова были контакты в Латвии, а кроме того, команду «Даугава» (Даугавпилс) возглавлял бывший торпедовец Сергей Петренко, которому меня и порекомендовали. В 2008 году мы стали обладателями Кубка Латвии, а уже в следующем приняли участие в Евролиге. Сначала побывали в Эстонии, а затем отправились в Израиль. Это был очень колоритный выезд, стадион располагался на берегу Средиземного моря, и хотя мы играли, наверное, часов в одиннадцать вечера, все равно температура превышала 35 градусов. Соперник был повыше уровнем, что в итоге и сказалось на результате, но главное, конечно же, это бесценный международный опыт. Возможно, и в дальнейшем я бы продолжил свою карьеру в этой стране, если бы в клубе не возникли финансовые проблемы.
– Вячеслав, слушая твой рассказ, невольно возникает такое ощущение, что где бы ты ни играл, постоянно что-то выигрываешь.
– Есть такое дело (смеется). Возвратившись в Россию, я подписал контракт с оренбургским «Газовиком», который ставил задачу выхода в первый дивизион и уверенно справился с ее решением. А в переходном чемпионате 2011/2012 годов в составе белгородского «Салюта» стал победителем турнира зоны «Центр». Сюда же можно добавить еще и воронежский «Факел», который отправился на повышение в 2004 году, но я покинул его еще в средине первенства.
– То есть два сезона подряд ты выигрывал зональные турниры второго дивизиона, а на повышение так и не пошел. Не обидно?
– Слово «обидно» в профессиональном футболе просто неприемлемо. Здесь каждый решает свои задачи, и всегда прав тот, кто добивается необходимого результата. В Оренбурге мне честно сказали, что не видят меня в команде на более высоком уровне. А в Белгороде возникла несколько иная ситуация: в первый дивизион мы выходили под руководством одного тренера, а потом ему на смену пришел другой, который начал подбирать игроков под свое видение футбола.
– Следующим твоим клубом стал пензенский «Зенит», в котором чуть было не завершилась твоя профессиональная карьера. Что произошло?
– Когда на одном из тренировочных занятий раздался хруст в колене, сразу понял, произошло что-то серьезное. Обследование выявило целый букет повреждений связок и мениска. Начал ездить по докторам, кто-то говорил, что можно обойтись и без хирургического вмешательства. Прислушивался к рекомендациям, пытался лечиться самостоятельно, но лучше не становилось, все же пришлось делать операцию. Месяц передвигался на костылях, а в ходе реабилитационного периода помогал отцу в тренерской работе с юношескими командами.
– Тогда была уверенность, что сможешь возвратиться в профессиональный футбол или были какие-то сомнения на сей счет?
– С одной стороны, верил, потому что знаю свой характер, у меня есть и мастерство, и умение. А с другой, за те полгода, что я был вне футбола, оказался практически никому не нужен. В связи с этим хочу сказать огромное спасибо руководству рязанского клуба и лично Гарнику Арменаковичу Аваляну, которые предоставили мне возможность вернуться в профессию. На просмотре в Рязани я побывал еще летом 2013 года, сыграл за дубль, но был еще в плохом состоянии, поэтому мне сказали, что вызовут зимой. Обычно когда так говорят, в дальнейшем ничего не происходит, а здесь Арменакович сам мне позвонил: «Приезжай». Видимо, тренер уже тогда понял, что я могу приносить пользу команде.
– В нынешнем сезоне тебе сполна удалось оправдать его доверие.
– Надеюсь. Просто я по натуре своей – пахарь, поэтому, что касается физических нагрузок или профессионального отношения к делу, ко мне не может быть никаких вопросов. Другое дело, что не было игровой практики, а моя позиция одна из ключевых, поэтому весной было тяжеловато во всех смыслах – и в физическом, и в моральном. Что же касается непосредственно текущего первенства, то у нас подобрался просто потрясающий коллектив. Это стало возможно благодаря тому, что все не только порядочные люди, но еще и хорошие футболисты. В других командах бывают какие-то трения, мы же на каждую игру выходим как на последнюю и бьемся друг за друга. С одной стороны, сейчас уже заметно подустали, а с другой – просто тяжело расставаться с ребятами и на полгода прервать свой победный ход.
– Вячеслав, для опорного хава ты достаточно много забиваешь: на твоем счету пять мячей вместе с кубковым, незасчитанный чистый гол в ворота «Калуги», попадание в штангу в том же матче. Если бы реализовал всё, было бы, наверное, уже больше десятка голов.
– Здесь, возможно, сказались гены отца, который в свое время играл нападающим в командах «Торпедо» (Люберцы), «Север» (Мурманск), «Сатурн» (Раменское). У него был просто сумасшедший удар с левой ноги. Что касается меня, то какими-то выдающимися физическими данными я не обладаю, поэтому удается забивать в основном за счет выбора позиции или чутья, ведь неспроста, бывало, отваживался на дальние удары. Я вообще не приемлю слово «случайно», ведь за всем, что происходит на футбольном поле, стоит тяжелая работа. И это значит лишь то, что заслужил эти голы, потому что каждый день тружусь как проклятый, и это все могут подтвердить.
– У тебя в семье вообще какое-то необычайно трепетное отношение к футболу, на игры ФК «Рязань» постоянно приезжают не только родители, но даже бабушка.
– Действительно, бабушка, наверное, мой самый преданный болельщик, она вообще не пропустила ни одной моей игры, на которых могла присутствовать. И для меня очень важен тот момент, что я выступаю именно в Рязани, и мои родные могут присутствовать на матчах, что вызывает у меня эмоциональный подъем, и сыграть плохо в этом случае просто не имею права.
Юрий МАТЫЦИН