Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 13 декабря 2018 г.
Дракон с ущемленными правами
 Что принесут рязанцам земельная реформа и инстаграм Фомина

В первый рабочий день после XVIII съезда «Единой России» член высшего совета ЕР Николай Любимов провел встречу с представителями первичных отделений партии Рязани. Партийный руководитель обратился с призывом принять активное участие в осуществлении качественного контроля по всем направлениям, в числе которых создание комфортной среды в населенных пунктах, благоустройство, ремонт дорог, строительство социально значимых объектов. 

«Совместная работа исполнительной власти и партии по контролю за реализацией нацпроектов должна быть системной, действенной и эффективной, на благо людей», – подчеркнул Николай Любимов.

О таком контроле шла речь на съезде партии. «Поручаю «Единой России» организовать всероссийский партийный контроль за исполнением национальных проектов», – заявил в своей речи на съезде Дмитрий Медведев.

Ранее, 29 ноября, на съезде Общероссийского народного фронта Владимир Путин также поручил «фронтовикам» контролировать то, что делается властью. Причем недвусмысленно – «…без общественного, широкого общественного контроля за тем, что делается, как делается и каковы результаты, добиться этих результатов будет практически невозможно. Это можно будет сделать только с вашим участием. Поэтому я вас призываю продолжить ту работу, которую вы делали раньше, а это значит контроль за деятельностью органов власти».

Сказать, что проблема контроля просто назрела – значит не сказать ничего. Она перезрела уже давно. И подтверждения тому валятся на голову каждый день. Вот, например, контрольно-счетная палата Рязани обнародовала отчет по итогам проверки целевого и эффективного использования субсидий, полученных МБУ «Дирекция благоустройства города», а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Из него следует, что практически по всем направлениям деятельности данного бюджетного учреждения были выявлены значительные нарушения. Это и нарушения требований муниципальных правовых актов при формировании муниципальных заданий, и неэффективное использование средств субсидий, и нарушения как установленного порядка осуществления закупок, так и начислений заработной платы. Ну, а выявленное необоснованное списание горюче-смазочных материалов в связи с завышением норм расхода топлива на общую сумму на фоне всего прочего кажется уже просто мелочью. 

Фильм «Убить дракона» не перестает быть современным. «...Может ли Ланцелот победить Дракона? Может. Один раз не побояться, собраться с силами, взять его за глотку и мордами, наступив на хвост, и мордами его, гада, понимаешь... Вот так думают некоторые и ошибаются. Потому что нашего Дракона победить может только он сам. Он и не таких побеждал, как он».

Казалось бы, законодательством предусмотрен как парламентский контроль со стороны областной Думы, так и финансовый контроль – со стороны Счетной палаты Рязанской области. Необходимость дополнительного подключения к этому еще партийных структур и отделений «Народного фронта» недвусмысленно наводит на мысли о том, что основные контролеры не справляются со своими обязанностями. Впрочем, удивительного тут ничего нет. Председатель областной Думы Аркадий Фомин вместо выполнения основных обязанностей завел себе на прошедшей неделе аккаунт в инстаграме. Не в любой другой социальной сети, где можно писать тексты, разъяснять позицию облдумы и получать обратную связь от избирателей. А именно в инстаграме, рассчитанном на размещение фотографий. И сразу же разместил там три своих автопортрета. Видимо, посчитав это самым необходимым для рязанских пользователей интернета. Про нового руководителя областной Счетной палаты Романа Кузьмичева, ранее уволенного по требованию прокуратуры с аналогичной должности в Калуге, пока промолчим. Последнее заявление губернатора и так однозначно показывает его отношение к качеству контроля, существующего на текущий момент.

Любой контроль проще осуществлять над сконцентрированными в одном месте объектами. Например, над овцами в загоне, а не бродящими по горам. Видимо, это и стало причиной новой законодательной инициативы областной власти, суть которой заключается в окончательной передаче полномочий по вопросам распоряжения землей с муниципального уровня на областной. 



Об этом было объявлено на заседании облправительства 4 декабря. «Был рассмотрен ряд изменений в законодательство, которые передают полномочия в сфере землепользования и градостроительства от городов и районов на региональный уровень», – сообщила пресс-служба. Ключевым органом становится главное управление архитектуры. К нему перейдут полномочия по разработке схем территориального планирования, генпланов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории муниципальных образования. Это, по словам главного архитектора Рязанской области Дмитрия Васильченко, «позволит реализовать единую градостроительную политику в вопросах обеспечения муниципалитетов необходимыми, качественно подготовленными документами». 

Губернатор Николай Любимов прокомментировал инициативу так: «Законопроект серьезный, он еще будет рассматриваться депутатами областной Думы. Главное, чтобы принятый документ был направлен на совершенствование градостроительной деятельности, не утяжелял систему работы, а наоборот, способствовал повышению оперативности, профессионального уровня разработки документации, снижению финансовой и административной нагрузки на муниципалитеты».

В первую очередь подобная инициатива должна была огорчить местных олигархов, которые совсем недавно продвигали в состав городской Думы своих представителей. А также заставить сильно призадуматься тех, кто до сего момента был готов на любые затраты ради избрания подконтрольного себе главы администрации Рязани. Сейчас выгода от наличия собственного градоначальника значительно упадет за счет передачи полномочий в сфере землепользования и строительства от города к области. То есть, понесенные ими затраты уже могут и не окупиться. 

С одной стороны, можно сказать о том, что передача полномочий ущемляет права местного самоуправления. Но если абстрагироваться от официальных терминов и представить себе это самое «местное самоуправление», то все выглядит уже иначе. Чьи персонально права оказываются ущемленными в Рязани? Четырех десятков депутатов и нескольких высокопоставленных чиновников городской администрации, влияющих на распоряжение землей в городе и выдающих разрешения на строительство. Как они использовали эти свои права недвусмысленно рассказал в вое время глава администрации г. Рязани (1996–2004 гг.) П.Д. Маматов: «Если вы посмотрите по составу депутатов горсовета, то увидите, что в большинстве своем это люди, пришедшие из бизнеса. А соответственно, их задача – приумножить все то, что они к сегодняшнему дню уже наработали.

И если мы порой слышим, что он печется прежде всего об избирателях, то по большому счету это далеко не так. Вся его «озабоченность» об избирателях – она только на время выборной кампании. А дальше задача: как сделать так, чтобы свой капитал приумножить, ну, по крайней мере, в два-три раза за время работы в горсовете.

Примеры? За ними далеко ходить не надо: Чайка Александр Антонович. Уж кому как не мне знать, сколько кусков земли за два года работы председателем городского Совета он отхватил себе в центральной части города Рязани – начиная от Первомайского проспекта и кончая улицей Есенина!.. Принимались решения наспех – лишь бы только урвать». (19.04.2005, «Акценты»).

К слову сказать, сам Павел Маматов в период своего руководства администрацией Рязани себя и своих близких тоже не забывал. Считается, что все лучшие земельные участки в областной столице были оформлены в тот период на доверенных лиц Вячеслава Олейникова. При Маматове он являлся заместителем главы администрации Рязани по собственности. 

Нетрудно догадаться, что такие «права местного самоуправления» лучше ущемить, причем вместе с их обладателями, чем сохранять и дальше. Передача же полномочий в сфере землепользования и градостроительства от городов и районов на региональный уровень повлечет как ощутимые плюсы, так и прогнозируемые минусы.

К положительным последствиям можно отнести упрощение процедуры контроля над действиями чиновников в данной сфере. К чему и призывают сегодня как руководители страны, так и губернатор Рязанской области. Контролировать процесс проще, когда все действия сосредоточены в одном месте. Да и правоохранителям меньше расходов. Достаточно одной видеокамеры типа установленной ранее в кабинете экс-заместителя мэра Рязани Трушкина. И не нужно будет монтировать аналогичную аппаратуру во всех районах и городах области. 

Данное нововведение понизит коррупционную составляющую муниципальной власти. А это снизит ее привлекательность для всевозможных недобросовестных деятелей. Что в итоге приведет к приходу в местные выборные и назначаемые органы власти порядочных людей, стремящихся улучшить жизнь своих земляков. А не наполнить свои карманы.

К минусам, видимо, стоит отнести снижение оперативности решения данных вопросов. Если глава райцентра наизусть знает все свои территории, то теперь потребуется время для того, чтобы ситуацию с выездом на место изучили областные чиновники. Также увеличивается коррупционный соблазн для чиновников регионального правительства, допущенных к выдаче разрешений данного профиля. 

Количество плюсов и минусов примерно одинаково, поэтому рассуждать можно не с позиций фактов, а простой логики. Хуже, чем работает сегодня муниципальная власть (например, в Рязани), работать невозможно ни при каких условиях. Достаточно посмотреть, что творится в городе последние дни после не слишком сильного снегопада, вспомнить срыв всевозможных сроков ремонтов и строительства и прочий бардак эпохи Карабасова. Исходя из этого, изъятие полномочий из рук такой администрации может пойти всем только на пользу. Не исключено, что не стоит ограничиваться только землей и строительством, но и реструктурировать систему управлением благоустройством, ЖКХ и капремонтом. Может быть, хоть с той малой толикой оставшихся полномочий, оставшейся после этого в Рязани, городская администрация сможет справляться сама.
Отдел политики