Могут ли 24 месяца правления Николая Любимова привести к его скорой отставке?
Правила изменились, господа политические банкроты
Слухи о том, что губернатор Рязанской области Николай Любимов ожидает «повышения в Москву» появляются с периодичностью раз в квартал. Те, кто их запускает, в региональной политтусовке довольствуются ролью обслуги более крупных игроков. И слово «игроки» тут выбрано не случайно.
Просиживать часы в свободное от ведения бизнеса время за обсуждением «конфигураций» и «разводок» любили экс-мэр Рязани и Касимова Федор Провоторов и депутат областной, а ныне Государственной дум Александр Шерин. Оба признаны этой зимой банкротами. Долг кредиторам вращается вокруг 10 миллионов рублей у каждого, выезд за рубеж невозможен, происхождение каждой серьезной покупки теперь необходимо объяснять. Провоторов с карьерными высотами уже распрощался, не бывать и Шерину липецким губернатором.
Поднаторевшая в генерировании различных информационных вбросов кучка, почему-то именуемая рязанской элитой, настолько за два года оторвалась от реальности, что готова уподобиться вышеназванным господам-банкротам. Лишь бы не замечать, как вечно зеленую поляну, которую они с таким усердием «топтали» при прежнем губернаторе Олеге Ковалеве, на их глазах припорошило белым. Вроде знака свыше – долой интриги! Начни с чистого листа.
Итак, правила перераспределения материальных благ поменялись. Часть коррупционных каналов с приходом Любимова оказалась перекрыта. Недовольных, конечно, не армия и даже не рота, но на взвод набирается. Кто все эти люди?
Крупный бизнес и совместные госзакупки
В первых рядах – участники бюджетных схем в сфере госзакупок. Прежде всего речь о закупках по линии Минздрава. Нет, идиллический антураж, построенный на знакомствах и налаженных контактах в Москве, конечно, у этой части «элиты» не рухнул. Но вера в успешное завтра надломилась. И денег становится меньше. Это, впрочем, вовсе не мешает мелкому менеджеру отдыхать от проверок ведомства на вилле в Черногории. Надо ли говорить, чем живет рязанская верхушка госзакупочного синдиката?
Далее – крупный бизнес. Его представителей всегда отличает желание тайно (коррумпируя рязанских министров, а чаще их непубличных замов) или явно, через выборных лиц, влиять на процессы в регионе. Зачем? Привычка. От одного выгодного бизнес-контракта прибыль в сотни раз выше, чем от призрачных результатов таких поместных игр. Но статус олигархов, пусть даже с эпитетом «рязанский», толкает «элиту» на запуск черных кошек в темные комнаты.
Вот один из недавних политических инсайдов. Зампред облправительства Артемов хочет стать губернатором после Любимова. Ему готовы помогать местный олигарх Коськин (мечта – пост сенатора) и шеф управления внутренней политики администрации президента Ярин.
Что тут сказать? Шансы не велики. Активность Коськина связывают с его желанием, но игроки понимают ситуацию неверно. Сам олигарх в сенаторы попасть не может – для этого надо быть депутатом облдумы и пройти проверку спецслужб. Ему важнее встроить своих депутатов в управленческую верхушку Рязани: Чайку – в главы муниципального образования (должность занимает Рокотянская), Лемдянова – на главу администрации города (и.о. Карабасов). А Артемова – в губернаторы. И дергать за ниточки. Личного статуса ему и так хватает. Правда, недавний номер с вхождением Игоря Коськина в ОНФ не прошел (акции снова вниз). Вместо хозяина экологически опасных производств в региональные сопредседатели «Народного фронта» вошел последовательный борец за экологическую безопасность Евгений Рыбаков.
Уйдет или нет?
Интриги не получилось. Любимов никуда не уходит. Несмотря на теоретически возможную протекцию своего земляка, вице-премьера российского правительства Максима Акимова, друга студенческой юности и недолгой учительской поры. Тут слухмейкеры, надо отдать им должное, не ошибаются. Если проследить карьеры Акимова и Любимова в калужском политпространстве, легко заметить, что они двигались вверх по властной вертикали ноздря в ноздрю. Освобождает Акимов должность, ее тут же занимает Любимов.
Но в ближайшие три года радужные карьерные сценарии 47-летнему Любимову точно не светят вне Рязанской области. Мы насчитали этому как минимум три причины.
Причина №1. Ожидаемого «калужского чуда» за два года Любимова у руля Рязанской областью не случилось (подробнее – на соседней странице). Тем не менее, к нему нет претензий у федералов. Кредит кремлевского доверия еще не растрачен, а рейтинги укладываются в показатели эффективности губернаторов, разработанные администрацией президента.
Причина №2. У него не наступил период «насыщения» собственным статусом: Любимов пока не стал «похожим на Ковалева», которого окружение оберегало от негативной информации. Хотя то, как мало времени губернатор проводит в регионе, не делает ему чести. Как и не всегда последовательная кадровая политика (спишем это на недостаточные жесткость и решительность).
Причина №3. Выборы – слишком дорогое удовольствие. Проводить их в далеко не самом богатом регионе досрочно – во-первых, нарваться на политическую дестабилизацию, во-вторых, удар по бюджету и, в-третьих, не стоит забывать, что за Любимова в 2017-м было более 80 процентов проголосовавших. Даже критически оценивая все «выборы» последних лет, понимаешь, что столько не нарисуешь.
Особняком идут предвыборные обязательства (не будем путать с обещаниями). Это неотъемлемая часть любого политического процесса. И можно сколь угодно возмущаться экспансией сети «Пятерочка» в регион, хотя мало кто знает: аффилированный с ней логистический центр в Рыбновском районе изначально планировалось строить под Калугой. А избрание директора «Тяжпрессмаша» Володина в сопредседатели регионального ОНФ и хозяина шпалозавода Пронина уполномоченным по защите прав предпринимателей – это тоже знаки. Знаки благодарности четы Любимовых за участие обоих бизнесменов в создании Центра бережливого производства, возглавляемого супругой губернатора Оксаной. И сигнал: «Мы здесь всерьез и надолго. Даже квартиру в Рязани купили, расставшись с любимым домом в Калуге».
Алексей ФРОЛОВ