Только в зрелом возрасте мы понимаем истинный смысл и цену материнских наставлений, забот и советов
Романтика, страсть, душевное томление здесь абсолютно не при чем. Первая любовь накрывает абсолютное большинство из нас в младенческом возрасте. Именно на самом старте жизни устанавливается эта незримая и прочнейшая связь с мамой, и разорвать пуповину даже спустя десятилетия гораздо сложнее, чем нам кажется.
Радуга в капле росы
До подростковой поры мы принимаем эту опеку как должное, но почти не осознаем ее предназначения и истинного масштаба. Когда приходит гормональная буря, мятущаяся душа восстает против всех форм контроля, мечтает о полном суверенитете и лишь перед строительством новой семьи нехотя прислушивается к матушкиным советам.
Когда пытаешься воспитывать уже собственных детей, то, пожалуй, здесь приходит некое прозрение – далеко не все материнские нотации вздорны и бесполезны. Лишь разменяв пятый десяток, понимаешь, что из родительского опыта можно вдумчиво извлекать полезные уроки.
Даже пройдя через лютые 1990-е, мама смогла сохранить живительный оптимизм, которым стремительно заражала других. В наше, наполненное драмами, сплетнями и корыстью время, очень трудно сберечь свой мир, по-настоящему ценить маленькие радости, увидеть радугу в капле предрассветной росы.
А ведь нас учили этому в детские годы, во время беззаботных игр, милых вечерних посиделок в семейном кругу, совместных поездок на дачу в Ситники, в тогда еще не сгоревшие передельцевские леса, на петляющую среди могучих дубов и сосен старицу Оки.
Круговорот добра в природе
Просматривая сегодняшние новостные ленты, попросту ужасаешься тому, что круговорот добра в природе, про который много раз рассказывала мама, куда-то исчез, а самоирония для многих высоко взлетевших дядь и тёть – это признак слабости, а не тонкого ума.
Мой дед, как мне рассказывала мама, не брал деньги за индивидуальные занятия по физике с детьми из небогатых семей, хотя наш уровень жизни был далек от достатка партийных бонз.
Когда после полуторамесячных поисков отец случайно нашел нашего пса – боксера Самура, который еще будучи щенком увязался за ватагой каких-то ребят, радости не было предела. Но на пацанов, то и дело стравливавших пса с соседскими дворнягами и овчарками, зла никто не держал. После короткого семейного совета ребятам просто купили большой торт и много-много газировки.
Делиться с близкими кусочком своего счастья и одновременно быть благодарным тем, кто делал твой жизненный путь более достойным и менее тернистым, получается далеко не всегда. А ведь нам, кажется, прививали эти навыки во время доверительных разговоров перед сном, в разгар работы над домашним сочинением или после торжественно принесенных маме первых заработанных денег.
И пусть почти десять лет мы с родителями обитаем в разных мирах, некоторые их наставления и уроки с каждым седым волосом становятся все более значимыми и важными.
Денис ПУПКОВ