Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 14 февраля 2019 г.
KLEвые, GOворливые, GOловокружительные
 На джазовом фестивале в Рязани выступило фьюжн-супертрио «KLE2GO»

Со 2 по 10 февраля в нашем городе отгремел фестиваль «Зимние дни рязанского джаза». Отшумел, отзвенел, расплескался яркими красками по бумаге, отсверкал вспышками фотокамер. Свел в одном проекте музыкантов, танцоров, поэтов, художников, фотографов – всех тех, кто готов творить и импровизировать любыми средствами и инструментами. Каждый концерт – событие. Но был один – событие событий! 



5 февраля в Рязань приехала московская супер-команда «KLE2GO». Справедливости ради, надо бы написать приехала на Toyota RAV4. Но эту троицу скорее представишь в поскрипывающей кибитке, под пологом которой они сплетают из тонких материй и космических эманаций свои завораживающие полотна. Иначе чем еще объяснить колдовство, которое случилось на концерте?!

Трио «Кlе2Gо» – авторский инструментальный фолк-джаз. Живая музыка, рождаемая здесь и сейчас из кристально чистых раскатов вибрафона, звонких переливов свирелей и уверенной поступи баса. И еще из охов и вздохов, гортанных покрикиваний и певучих слов, прихлопываний и притоптываний, потирания ладоней и прищелкиваний пальцами. Из бульканья воды в глиняном кувшине. Из гулкого рокота пластиковой утробы чемодана… Словом, из всех тех прозаических звуков, которые в исполнении мастеров способны достучаться до небес, души и сердца.


Сергей Клевенский

А мастера, действительно, высочайшей пробы. Сергей КЛЕВЕНСКИЙ (Kle, духовые фольклорные инструменты), Антон ГОРБУНОВ (Go, бас-гитара, контрабас) и Владимир ГОЛОУХОВ (Go, вибрафон, перкуссия) – профессионалы-виртуозы. У каждого за спиной солидная музыкальная биография. Но на сцене как три пацана, подкалывающих и разыгрывающих друг друга. И получающих дикое удовольствие от того, что они делают! Вслед за ними замирают от удовольствия и зрители, уютно устроившись в белых кожаных креслах нового шикарного зала библиотеки им. Горького. 


Антон Горбунов

Музыка обтекает, обволакивает. А в промежутках между пьесами уступает место блестящему конферансье Владимиру Голоухову, который самозабвенно импровизирует. Плетет нечто несусветное и уморительно смешное. Расписывает байки про Клевенского, который по ночам перочинным ножом срезает стебли борщевика, вываривает их в молоке диких кобылиц и выстругивает свой чудо-инструмент – калюку. Перескакивает с яблок на Боттичелли. Заводит сказ о несчастной судьбе Орфея, выруливает на корпоративы… И неожиданно все обрывает: «В конце концов его растерзали». 


Владимир Голоухов

И вот из одной такой присказки изумленный зритель узнает, что, дескать, жили в прекрасном городе Толедо Эль Греко, Лопе де Вега и Мигель де Сервантес. Жили рядом, стояли в одной очереди в булочную. Но не встретились… В отличии от Клевенского, Горбунова и Голоухова, которые однажды встретились. На счастье и радость всем зрителями.

Реальную картину рождения этого музыкального союза я попыталась узнать в кратком интервью после концерта.

Владимир Голоухов: Об этом хорошо рассказывает Антоша.

Антон Горбунов: А расскажи свою версию!..

Сергей Клевенский: На самом деле у нас три разные версии.

– С какой начнем?

В. Г.: Да с любой. Сначала был «бас» Антон, который искал выходы своего внутреннего пара. Этот самовар кипел и приглашал за стол многих. Многие были званы. Откликнулся один Сережа, и то, побыв рядом с таким кипящим громо-человеком, через некоторое время прекратил общение. Было это в 2007 году. Но жизнь так сложилась, что спустя восемь лет они снова встретились. И решили вдвоем что-то делать. Действительно, произошло уникальное совпадение. С одной стороны, Антон – человек, играющий на басу оркестрово, обладающий универсальным даром, которому подвластно практически все (аккомпанемент, мелодии, аранжировки и т.д.). И другая крайность – Сережа, инструменталист, который берет все «верха», весь верхний регистр, выдающий потрясающие фольклорные тембры. И, поиграв вместе, они поняли, что в этом что-то есть. Но, конечно же, ничего не получалось… А я их знал очень давно, с самой лучшей стороны. И мне стало интересно поиграть с ними. Мы попробовали и, конечно, ничего не получилось тоже… Нет такой легенды, что мы втроем встретились и сразу все удалось. Нет, было очень тяжело. Мы понимали, что есть нечто общее. Но найти единый язык, открыть заблокированный канал, это непросто. Непросто до сих пор. Но есть сила воли, которая побуждает двигаться дальше.

С. К.: Первый официальный концерт состоялся 2 июня 2015 года. Скоро мы будем отмечать пятилетие. Хотим сделать концерт с симфоническим оркестром. Опыт работы с оркестром у нас уже есть. Планируем даже издать альбом, пьесы, аранжировки уже готовы.

– Название трио складывает из первых слогов фамилий. Или оно что-то еще означает?

В. Г.: Знаете, нам постоянно преподносят новые версии: «Клей тугой», «К лету идем». Название довольно странное, но дающее простор для интерпретаций.

– Помимо юбилея, какие еще ближайшие планы?

В. Г.: Хотим сделать программу для детей. В основе будет русская народная сказка «Царевна-лягушка», но представленная в музыкальном оформлении.

С. К.: Сейчас готовимся к записи нового диска. Это будет уже третья наша пластинка. Предыдущий наш диск «Делать – не делать» был признан лучшим альбомом 2018 года в категории «Джаз/Фьюжн/Фри» по версии портала Soyuz.ru.

А. Г.: Записывался диск в Риге. И его даже хотели номинировать на Грэмми. Но с этим оказалась большая волокита.

– Как в коллективе происходит процесс репетиций? Насколько в прозвучавших сегодня пьесах присутствует момент импровизации?

В. Г.: Конечно, все мы выросли из джазовой традиции. И на концерте, безусловно, огромная роль отдается импровизации. Но существует четкое понятие темы, узловых стыковок, реперных точек, заданных композитором. И вокруг этого уже и происходит импровизация, каждый раз по-новому. В этом и есть главный «цимус» живого авторского музицирования.

– В таком случае в процессе записи диска кому принадлежит окончательное слово, что вещь состоялась и звук найден?

С. К.: У нас нет деспотизма, все происходит коллегиально. Может быть, поэтому мы до сих пор и существуем… У нас очень большое доверие друг к другу, и мы всегда готовы идти на компромиссы между собой. А еще очень ценим друг друга. И это исключительно важный этический момент.

В. Г.: Помните, как говорил Сократ: «Сколько много вещей, от которых можно отказаться». Мы все очень много чего переиграли. И есть четкое понимание того, что и как происходит. Мы от многого отказываемся, чтобы понять, кто есть мы, что для нас важно. Есть ощущение, что мы любим самую «ливерную» часть музыки. Чтобы она звенела, и чтобы весь зал трясся от энергии! Вот это суть любой музыки! Музыка должна трансформировать пространство. Будет человек меняться или нет – неважно. Но дать ему возможность что-то узнать про себя – бесконечного! – это возможно. Мы бы не сделали это поодиночке, но вместе – мы сила. Особенно, когда зал входит в правильную вибрацию, то получается… Рязань!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА