Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 14 марта 2019 г.
Верность постаревшей марке
 Филателия была одним из самых захватывающих увлечений для детей времен позднего СССР 

Страсть к коллекционированию почтовых марок настигла меня, пожалуй, лет в девять. Виной тому овеянные каким-то сказочным ореолом родительские рассказы. Папа, вспоминая свое детство в Дягилевском военном городке, однажды поведал мне, как молодой китайский летчик (подопечный моего деда) подарил сыну своего русского наставника два обтянутых шелком альбома с множеством марок различных стран. Мама добавила к этой истории и свой юношеский интерес к филателии, благодаря которому она узнала о многих удивительных видах цветковых растений.

Филателия с партийным акцентом 

Стать собирателем марок в восьмидесятые годы было несложно. Многочисленные тематические серии этих знаков почтовой оплаты продавались в киосках «Союзпечати». Стоили они примерно как один или несколько батонов белого хлеба, если речь шла об отечественной продукции, или как билет в цирк или посещение Луна-парка, если набор был выпущен за границей. 

Иногда можно было купить эти яркие бумажки оптом – например, заплатив три рубля за пакет, где были собраны сто различных марок Кубы. Обычно такая мини-коллекция состояла из нескольких серий по пять марок, посвященных тому или иному сюжету.

Первый кляссер, то есть альбом для марок, мне купили в 1986 году, и на его обложке золотыми буквами на сером фоне было напечатано... Вы не поверите – XXVII съезд КПСС. Какое отношение это партсобрание всесоюзного масштаба имело к филателии, до сих пор понять не могу.

Мир на кончике пинцета

Покупка содержательных и красочных марок в киосках на бережно скопленные карманные деньги создавала почти праздничное настроение, но едва ли не самым азартным занятием начинающего филателиста был обмен сериями с друзьями и товарищами. Именно таким образом удавалось получить марки, которые ни за что не купишь даже в специализированном магазине.



У делающего первые шаги коллекционера, конечно же, имелся джентльменский набор инструментов для изучения своего богатства: лупа, пинцет, каталог, книги или статьи об истории марок. Детское хобби иногда даже окрашивалось в мистические тона благодаря литературным произведениям, таким как рассказ Николая Внукова «Розовая Гвиана» и фантастическая новелла Артура Роберта «Марки страны Эльдорадо».

Само собой, на мастерски выполненные яркие марки Кубы, Вьетнама, Северной Кореи, Кампучии, Монголии, Нигера, Мадагаскара и Коморских островов смотреть было одно удовольствие.

Кустодиев и Антарктида

Рассматривая эти крошечные клочки бумаги, я узнал о знаменитых художниках Энгре и Кустодиеве, панамериканских играх, мундиале 1974 года и теннисном Ролан Гарросе, боевых американских вертолетах и первой советской антарктической экспедиции.

Некоторые особо ценные экземпляры можно было приобрести в магазине «Филателия» на улице Революции (ныне Соборной). Здесь же собирались матерые коллекционеры, показывали свои сокровища, совершали обмены, принцип которых было очень сложно понять.

С крушением СССР моя тяга к собиранию марок сильно ослабла, зато пытливый филателист достаточно быстро и осознанно превратился в рьяного библиофила. От моей и без того скромной коллекции сейчас почти ничего не осталось, но иногда, находясь в ностальгическом расположении духа, я достаю старый альбом и начинаю сентиментальное путешествие по закоулкам прошлого.
Денис ПУПКОВ