Пролеты во сне и наяву
Губернатор Малков сообщил о скорой реализации одного проекта – расширения проезжей части под железнодорожным мостом между улицей Вокзальной и Михайловским шоссе.
«На этом участке регулярно собираются пробки из-за эффекта «бутылочного горлышка». Планируется создать две дополнительные полосы в обе стороны, а также обустроить проход для пешеходов. Ремонт затронет и конструктивные элементы железнодорожного путепровода. В ближайшее время начнется проектирование, техусловия от РЖД уже получены», – заявил губернатор.
Исходя из аукционной документации, на которую ссылаются наши коллеги из «КП-Рязань», работы пройдут на участке протяженностью 480 метров – от Свято-Троицкого монастыря до улицы Вокзальной. Основная их часть – это, конечно, прокладка двух дополнительных полос под мостом.
Под каждым крайним пролетом путепровода, где сейчас располагаются тротуары, планируется сделать по одной дополнительной полосе проезжей части шириной не более 3,5 м. Часть бетонных конусов, на которых держится мост, для этого придется демонтировать. Нагрузка на остальные, понятное дело, возрастет, поэтому проектировщик должен будет рассчитать, нужно ли выполнить их усиление.
Не исключено, что понадобится реконструкция путепровода с заменой крайних пролетных строений, для чего нужно получить от РЖД отдельные технические условия. В любом случае вокруг промежуточных опор путепровода для их защиты от наезда транспорта появятся массивные железобетонные ограждения.
Для пешеходов заказчик рассматривает варианты прохода вдоль конусов или строительства двух пешеходных тоннелей под путепроводом. Окончательное решение примут уже в процессе инженерных изысканий и проектирования.
Только на разработку проекта выделено 16,9 млн рублей. Документация должна быть предложена заказчику – Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации Рязани – не позднее 1 октября 2024 года.
Сразу отметим, что расширение дороги у путепровода – идея даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. При наличии политической воли и финансовых гарантий это надо было делать в самом начале нулевых, во времена мэрства Павла Маматова и губернаторства Вячеслава Любимова. Но тогда потоки автомобилей и федеральных субсидий в региональную казну были не так велики, и основные усилия были сконцентрированы на другом. Например, на реконструкции путепровода между остановками «Гостиница «Первомайская» и «Дом художника».
Решено спасти панно
В начале марта на портале госзакупок появилась информация о том, что в Рязани разработают проектную документацию на восстановление подземного пешеходного перехода около остановки «ТД «Барс». Начальная цена тендера – 2 миллиона 998 тысяч 602 рубля. Еще раз: три миллиона – это только на проектно-сметную документацию. Реконструкция обойдется в сумму на порядок выше! Для тех, кто не в курсе, поясним – переход функционирует, но почти за 40 лет эксплуатации заметно обветшал. Планы по его реконструкции обсуждаются еще с 2021 года.
Нынешний проект должен включать работы по ремонту наружного освещения, электроснабжения, монтажу видеонаблюдения, устройству систем отведения дождевых и талых вод, то есть устранению всех источников и причин попадания воды в переход.
В основательном ремонте также нуждаются наружная гидроизоляция конструкций и фасадов. Кроме того, в документе необходимо предусмотреть создание доступной среды для маломобильных граждан.
Составители также обязаны согласовать с заказчиком, в роли которого выступает Дирекция благоустройства города, архитектурные решения, дизайн-проект, работы по сохранности 12 декоративных панно с видами Рязани, сильно пострадавшими в те времена, когда переход был наводнен торговыми павильонами. Теперь проектировщикам предлагается разработать меры по обеспечению безопасности этих художественных произведений от вандалов.
Отметим, что задача позиционируется властями как проект отнюдь не муниципального, а регионального масштаба.
Бассейн для троллейбусов
Сейчас обе благие идеи вызывают немало вопросов. Первый и, наверное, самый чувствительный для горожан связан с неизбежными пробками во время предстоящих реконструкции перехода и расширения дороги. Сколько будут длиться обе стройки доподлинно неизвестно. Понятно, что временные и финансовые потери застрявших в заторах горожан и тех, кто едет через Рязань транзитом, не поддаются исчислению, а загрязнение воздуха от стоящих с включенными моторами авто едва ли порадуют жителей близлежащих домов и работников расположенных вдоль дороги офисов, магазинов и социальных учреждений.
Если говорить о подземном переходе у «Барса», то кто даст гарантию, что заложенная в проекте антивандальная защита панно с видами Рязани спасет их от происков дикарей, которым некуда выплеснуть свою энергию? Есть мнение, что возведение надземного перехода по аналогии с аналогичными объектами в районе автовокзала или ТРЦ «Премьер» обойдется дешевле запланированного ремонта подземного, а 12 картин с изображениями достопримечательностей облцентра надежней будет разместить в одном из городских музеев. Но оно спорное.
Второе. Наблюдательные рязанцы убеждены, что пробка на Первомайке собирается не только из-за эффекта так называемого бутылочного горлышка и соседства перекрестка Московского и Михайловского шоссе, а из-за странной настройки светофора, который почти не дает проехать прямо. Это так. Куда быстрей теперь ездить по Вокзальной мимо «Рязани-1».
Третье. Непонятно, будет ли модернизирована ливневая канализация под путепроводом. Из-за ее слабой пропускной способности после обильных ливней проезжая часть под мостом сильно подтапливается. Такие наводнения не только затрудняют, но порой и останавливают движение общественного транспорта.
Решимость властей расширить дорогу вполне объяснима – Московский микрорайон продолжает активно застраиваться многоэтажными «человейниками». Вслед за поймой реки Павловки, между автовокзалом и «Барсом», которую освоили сразу несколько крупных девелоперов, новый жилой квартал в ближайшие годы возникнет на другой стороне шоссе – между автовокзалом и Московским райвоенкоматом, недалеко от железной дороги в районе улицы Орсовской.
Южная безысходность
Двух дополнительных полос для победы над пробками явно недостаточно. Избежать транспортного коллапса поможет новая магистраль, которая соединила бы 7-й Мервинский проезд и улицу Островского. Создание этой дороги было предусмотрено еще генпланом развития Рязани 2006 года. Но документ оброс таким количеством поправок и корректировок, что его разработчики из питерского научно-проектного института «Энко» совершенно не удивились, как реализация многих идей той градостроительной конституции была забыта или отложена на неопределенный срок.
Вместо столь нужного дублера Московского шоссе рязанцев кормят обещаниями построить Южный обход в районе поселка Храпово к 2028 году. Предварительная цена вопроса – 33,5 млрд рублей, без учета инфляции. Но в декабре 2023 года заказчик мегапроекта – ФКУ «Поволжуправтодор» (дочерняя структура Росавтодора) заявил об отмене всех трех тендеров, касавшихся строительства магистрали.
Региональным и муниципальным властям при запланированной на 2024 год разработке нового генплана Рязани ничего не остается, как учесть здравые идеи документа 18-летней давности.
Фото: admrzn.ru
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ