Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 14 апреля 2022 г.
Без пяти минут – столетие
Рязанский театр кукол внезапно постарел. С помощью «Новой газеты»


Вот так бывает, пишешь-пишешь, а оказывается, что не просто пишешь, а переписываешь. Например, историю Рязанского театра кукол. Когда 15 лет назад в «Новой» (№ 46Р от 10.12.2007 года) был опубликован материал, впервые открывший факт существования театра кукол в нашем городе еще в далеком 1927 году, даже я, как автор, не ожидала, что это журналистское исследование так неожиданно выстрелит. Все это время официальную историю театра отсчитывали с января 1968-го, когда труппа артистов-кукольников областной филармонии во главе с режиссером Марией Семеновной Хомкаловой начала самостоятельную творческую жизнь под крышей клуба «Прогресс». Но подшивки газеты «Ленинский путь», изученные в рязанском архиве, убедительно свидетельствовали о том, что задолго до этого в городе работал театр кукол, причем на удивление плодотворно: выпускал спектакли, гастролировал, принимал тысячи зрителей. Отдавая дань уважения своей предтече, современный театр кукол решил официально узаконить «границы» своей истории и 6 апреля торжественно отметил 95-летие!

Событие само по себе немаловажное, поскольку с принятием такой точки отсчета Рязанский театр кукол автоматически входит в число старейших театров кукол страны. И это вполне заслуженно, учитывая его послужной список и наградной отдел, который в прошлом году увенчался первой в истории области «Золотой маской».

95 лет – возраст солидный и воспринимается с бесспорным пиететом. Однако для человека, находящегося внутри этой истории с самого начала, все события выглядят как цепь счастливых случайностей, каждое из которых вело к новому открытию. Если бы историк Александр Никитин не обнаружил в газетных архивах тридцатых годов упоминание о театре кукол… Если бы он не поделился этой находкой с «Новой газетой», которая продолжила исследование… Если бы при подготовке выставки «Рязанские женщины в фотопортрете XIX-XX вв.» в архиве фотохудожника Виктора Агеева не был обнаружен портрет 12-летней девочки Милицы Знаменской (автор фото – Николай Саввов), которая вырастет, окончит Рязанский художественный техникум и в 1927 году образует вместе с сестрой Аделаидой театр кукол… Если бы этот портрет не был подарен Виктором Агеевым театру и не был опубликован в «Новой газете» как наглядное свидетельство истории… Если бы театр кукол не вдохновился идеей, а правительство области ее не поддержало…

Словно всемогущий кукловод в нужный момент дергает невидимые нити и сводит нужных людей в нужной точке.

Впрочем, «поверить алгеброй гармонию» – дело неблагодарное. Однозначно установить возраст театра, пусть и в отдельно взятом регионе – сложная задача с бесконечным количеством неизвестных. Соотнося начало координат с конкретной личностью, событием или зданием, мы рискуем каждый раз приходить к новым результатам. Поэтому логичнее говорить об этапах.



И если первый отрезок связывается с театром сестер Знаменских, то следующий относится к Рязанскому концертно-эстрадному бюро (будущая филармония), под эгидой которого с конца сороковых также действовал театр кукол. Дальше свою страницу в летопись вписывают режиссер Мария Хомкалова и директор Аскар Тагер. В 1979 году главным режиссером становится Валерий Шадский, с приходом которого начинается новая эпоха. А в 1982-м труппа въезжает в собственное здание.

Современный вектор развития Рязанского театра кукол определяется творческим тандемом двух лидеров: Валерия Шадского, который вот уже 43 года является бессменным художественным руководителем, и Константина Кириллова, с 2009 года занимающего директорскую должность.


Худрук ТЮЗа Марина Есенина вручила Валерию Шадскому подарок с намеком – песочные часы

Впрочем, сам Валерий Николаевич на праздничном вечере выступил с мудрым предложением «мериться не годами, а талантом». И коллеги по цеху охотно откликнулись, тем более что тема «внезапного взросления» оказалась благодатной для шуток.

Театр драмы прислал с поздравлениями таких же «великовозрастных» артистов, которые тем не менее мощно тряхнули стариной и выдали актуальную версию рок-хита Константина Кинчева: «…кому что, а вам досталось справить все 95!» ТЮЗ вручил подарок с намеком – песочные часы: хотите – двигаете время вперед, не понравится – всегда есть возможность вернуться назад. Музыкальный театр презентовал вокальный номер неземной – возможно, инопланетной или кукольной! – красоты. Наконец, гости из Дворца молодежи попытались посчитать, сколько рук повидала самая заслуженная кукла из театра кукол.



Даже официальные лица не уступили в остроумии театральным зубоскалам. Как всегда мастерски отшутился министр культуры Рязанской области Виталий Попов:

– Я не удивлюсь, если где-нибудь рядом будет найдена пракукла, и наш театр кукол окажется самым древним на планете!

Что ж, направление археологических изысканий задано. Надо рыть дальше. И глубже!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Вера Новикова