Памятник истории, архитектуры и прикладной науки рискует стать антибрендом Рязанской области
В Рязанской области в селе Старожилово расположен памятник архитектуры культурного и федерального значения XIX века – Старожиловский конезавод, который сейчас находится в аварийном состоянии. Ему срочно нужен не просто капитальный ремонт, а масштабная реставрация. Старожиловская администрация писала обращения в соответствующие инстанции и пыталась что-то предпринять. Были и прокурорские проверки, писали письма губернатору, президенту, обращались в различные газеты, приезжали столичные телевизионщики, но все тщетно.
В 2013г. по всей стране проходил мультимедийный проект-конкурс «Россия 10», целью которого было способствовать развитию как внешнего, так и внутреннего туризма. В рамках этого проекта по Рязанской области Старожиловский конезавод занял второе место, уверенно обойдя такие бренды Рязани как Рязанский кремль, национальный парк «Мещёрский» и Иоанно-Богословский монастырь, уступив первенство только родине Есенина селу Константинову.
И вот в том же 2013г., когда жители региона, по сути, признали Старожиловский конезавод одной их жемчужин земли рязанской, башня крытого манежа, пробив крышу, рухнула внутрь. Только по счастливой случайности никто не пострадал. Крыша манежа обвалилась. И ни один чиновник, ни один специальный орган, что отвечают за ремонт и реставрацию, – даже пальцем не повели.
Но это еще не все, вода в поилках конюшен зимой замерзает, а везде гуляют сквозняки, приходится окна заделывать плёнкой и сеном. Большая часть конного завода вообще пустует, так как находиться там очень опасно: может рухнуть потолок, обрушиться часть стены или облицовки. А ведь это единственный конезавод в России, который занимается выведением русской верховой породы лошадей.
О волшебной красоте усадьбы фон Дервиза известно далеко за пределами области. Несколько лет назад здесь проводились съёмки. Артистов «Мосфильма» шокировало ужасающее состояние памятника архитектуры. После их вмешательства был некоторый общественный резонанс, в связи с чем должностные лица зашевелились. Но дело реставрации шедевра архитектуры не сдвинулось с мёртвой точки, здание продолжает сыпаться и разрушаться, неумолимо двигаясь к точке невозврата – когда спасать будет уже нечего.
А ведь это историческое место помнит и великих полководцев Советского Союза. Когда после 1917 года завод был национализирован, то в нём начали проводить кавалерийские курсы Красной Армии. Одним из старожиловских курсантов был будущий маршал Победы Георгий Жуков. Часто наведывался сюда и другой маршал Советского Союза – Семён Будённый.
Старожиловскому конезаводу срочно требуется реставрация, а значит – и выделение денег из областного и федерального бюджетов. Мы уже не единожды обращались в различные инстанции, но везде получали только одни отписки: надо посчитать, сколько это будет стоить, да и подумать – надо ли это нам, да и денег нет, и кризис, и вообще – не к спеху и т.д., ждите, ждите...
По поводу посчитать и отсутствия денег. Один только маленький нюанс: спортивная лошадь, подготовленная на Старожиловском конном заводе, стоит в среднем 2500 евро (это по старым ценам, без учёта нынешнего колебания курса валют). Если купить точно такую же, например, в Германии, то выйдет вдвое дороже, да и чтобы адаптировать к новым условиям – нужно время, силы и деньги. Интересно, а на покупку лошадей за границей такие деньги чудесным образом могут найтись? Не дешевле ли вкладывать в своё, тем более – что есть, во что вкладывать и чем гордиться?
Хочется обратить внимание и повториться, что Старожиловский конезавод просто россыпь уникальностей: сам архитектурный комплекс – уже шедевр (что само по себе немало); да ещё это единственный конезавод в России, занимающийся разведением единственной в мире породы, специализированной на конкретном виде конного спорта – выездке. Единственная такая порода лошадей – русская верховая. И именно здесь – на Старожиловском конезаводе русская верховая порода выведена практически с нуля.
Справка «Новой»
Cтарожиловский конный завод был основан в 1893 году наследниками одного из богатейших людей своего времени, строителя железных дорог, барона Павла Григорьевича фон Дервиза (1826–1881). За более чем столетнюю историю на заводе занимались разведением лошадей различных пород и направлений. Изначально Старожилово было укомплектовано арабскими, чистокровными верховыми и тяжелоупряжными лошадьми, позже к ним прибавился купленный в полном составе самый крупный завод орлово-ростопчинских лошадей. Было сформировано и рысистое отделение. После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Одним из старожиловских курсантов был Георгий Константинович Жуков, впоследствии выдающийся военачальник.
Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941-го, когда враг был совсем близко (в Михайлове и Скопине), началась эвакуация поголовья на восток, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав Старожиловского конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными с конного завода им.Кирова. С тракенами здесь удалось добиться значительных успехов, но в 1977 году было принято решение вернуть тракененских лошадей на их «историческую родину» – в Калининградскую область.
В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны – русскую верховую, фактически – создать ее заново. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания и выращивания молодняка и самое главное – тренинг и испытания. Это позволило заняться не только отбором на тип, масть, экстерьер, но и тестировать и прогнозировать работоспособность.
В 1999 году русская верховая порода лошадей была включена в «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», изданный Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Породе присвоен регистрационный номер – 9353144. Основным оригинатором породы определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Завод получил соответствующую государственную лицензию.
Русская верховая уверенно продвигается в число пород лучших для использования в выездке.
Жители Старожилова