Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 14 мая 2020 г.
Просили свет? Берите танки
 В рязанском парке Братства по оружию, где больше 20 лет отсутствуют фонари, на закатанном в асфальт газоне появилась военная техника – здесь открыли «музей под открытым небом»

Военно-морские мины, глубинные бомбы и торпеды в парке Морской славы в микрорайоне Канищево, музей военных автомобилей на открытой площадке при бывшем Рязанском военном автомобильном институте, музей Дальней авиации в Дягилевском авиагородке, музей истории Воздушно-десантных войск с танками у входа – всего этого показалось мало, и губернатор Николай Любимов инициировал создание парка военной техники, посвященного 75-летию Победы. Танки установили 9 мая в парке Братства по оружию – месте, в котором больше двадцати лет нет уличного освещения. Электропровода и фонари местные сдали в металлолом и пропили еще в девяностые годы. С тех пор у народа-победителя не нашлось средств на восстановление осветительного оборудования.

Бронетехникой по митингам

Парк Братства по оружию в рязанском микрорайоне Приокский известен несколькими событиями: на его открытии в 1985 году присутствовал премьер-министр Польской народной республики Войцех Ярузельский, в 1990-е годы во всем парке украли осветительное оборудование вместе с электропроводами и до сих пор не восстановили, к памятнику регулярно посылают митинговать всяких неудобных активистов типа сторонников политика Алексея Навального. 

Порой там случаются любопытные акции: к примеру, на митинг против российской коррупции в 2017 году вышло около 600 «навальновцев» и просто неравнодушных рязанцев. Ежегодно в День памяти жертв политических репрессий (30 октября) на эту окраину «ссылают» желающих почтить память репрессированных – выживших и погибших в мясорубке Красного террора. Обычно чтение 35 000 имен репрессированных и раскулаченных в Рязанской области занимает до шести часов. Об этих далеко не славных страницах истории страны вспоминать не принято, поэтому – с глаз долой, подальше от центра города. Где теперь будет проходить «Молитва памяти», неизвестно. Возле танков и сами потомки репрессированных не захотят поминать своих замученных родственников, да и власти не позволят. Иначе получится, что народ-победитель и расстрелявший миллионы своих же соседей и родственников – это один и тот же народ. 

Так что придется властям изобретать еще один гайд-парк – в поселке Строитель или на Ворошиловке, напротив исправительной колонии. 

Приказы не обсуждаются

Министерство обороны безвозмездно ко дню 75-летия Победы подарило Рязани 12 единиц военной техники: танки Т-72 и Т-64, БМП-1, БРДМ-2 (оснащена противоракетным комплексом «Конкурс»), РСЗО «Град» на базе ЗиЛ-131 и «Урала», зенитную установку ЗУ 23-2, самоходную артиллерийскую установку 2СЗ «Акация», миномет и гаубицу М30. 



Создание музея под открытым небом из этого «подарочного набора» инициировал губернатор Николай Любимов, а региональное отделение Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов без спроса у рязанцев решило разместить военную технику в зеленой зоне возле памятника Советско-Польского братства по оружию. 



Ровно в 10 метрах от детской площадки. 

На газоне, который ради такого события частично закатали в бетон. 

Это не остановило председателя Совета ветеранов Николая Войткова, который всеми силами старается сохранить «стабильность в обществе»: в марте он гневно осудил россиян, недовольных предложением космонавтки Валентины Терешковой об обнулении сроков президента Путина. «С чьего голоса они говорят? И по отношению к кому? Валентина Терешкова известна всему миру. Она настоящая героиня, первая женщина-космонавт, наша гордость», – высказался он на губернаторском телеканале ТКР и добавил, что осудили Терешкову «те, кто пытается расшатать стабильность в нашем обществе». Если под этим словом понимать отсутствие в течение 20 лет света в одном из городских парков, то такую стабильность можно и нужно расшатывать, несмотря на танки.  



А информационное агентство REGNUM рассказало о событии так: «В Рязани создадут первый в регионе парк военной техники». Это они для красного словца, или за первым парком последуют второй и третий? 

Польша, макарошки и убийство гастарбайтера

Жители Приокского регулярно требуют от властей восстановить освещение в парке Братства по оружию. В 2015 году они создали петицию в интернете на платформе Сhange.org, но власти ответили, что денег нет. В 2018 году с приходом нового губернатора местные воодушевились и спросили на его интернет-странице во «ВКонтакте», когда они увидят свет вместо «черной дыры» посреди микрорайона. 

Знаете, что им ответили?

«Муниципальных сетей наружного освещения при разбивке парка Советско-Польского братства по оружию не предусматривалось, – написала загадочно мэрия. – Их создание включено в план мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции сетей наружного освещения в городе Рязани. Денежные средства на реализацию мероприятий указанного плана на 2018 год не предусмотрены. Вопрос строительства сетей наружного освещения в парке Советско-Польского братства по оружию будет рассмотрен дополнительно при условии целевого выделения денежных средств». 

Возникает резонный вопрос: а какие сети, если не муниципальные, были предусмотрены при закладке городского парка? Может быть, за уличные фонари и светильники отвечала польская сторона? Тогда, безусловно, местным жителям следует обратиться к президенту Польши Анджею Дуде с просьбой подать копеечку на освещение рязанского парка. Или хотя бы к министру обороны Шойгу: уважаемый Сергей Кужугетович, подарили танки – осчастливьте несколькими прожекторами ПВО! Авось, их никто стырить не сможет, потому как не унесет. 

Есть еще один вариант, который полюбился рязанским властям: попытаться собрать деньги с населения по программе «Поддержка местных инициатив». Но у местных инициаторов сейчас нет средств даже на поддержание собственных штанов, не говоря уж об освещении в парке, так что ждать его придется еще лет двадцать. 

В декабре 2019-го рязанские власти подтвердили актуальность народной мудрости «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Тогда на улице Старореченской в поселке Ворошиловка (находится в полутора километрах от парка Братства по оружию) в кромешной тьме убили гастарбайтера. Поймавшие злодея-убийцу следователи с трудом смогли провести следственные действия, поскольку освещения на месте преступления нет со времен правления царя Гороха. Следственный комитет обязал мэрию восстановить уличное освещение в поселке, чиновники поскребли по сусекам и изыскали средства для его подсветки. 

Но среднеобразовательной школы на Ворошиловке не было и нет, поэтому дети ходят в школу № 45 – чтобы в нее попасть, нужно пройти через темный парк Братства по оружию. Понятно, что эта школа – не лицей, в котором учатся дети «сливок», получается, их не жалко? Естественный отбор в действии. Не пора ли подключиться прокуратуре, или только после вполне вероятной трагедии? 

За двадцать с лишним лет рязанские власти – кто бы ни рулил городом, кто бы ни руководил областью – не захотели обезопасить детей, да и просто соблюсти ГОСТы по освещению общественного пространства. Их броня крепка, они строчат отписки: денег нет и не будет. Многочисленным рязанским управлениям, ведомствам, министерствам и префектурам пора уже поэкономить на себе – как выяснила их выдающаяся коллега из Саратовской области, макарошки-то всегда стоят одинаково.  
Нина ЛАВРОВА