У рязанских единороссов на выборах в городскую Думу не получится победить малой кровью
Рязань дольше других регионов в стране подводила итоги прошедшего 3 июня внутрипартийного предварительного голосования (праймериз) «Единой России». Однако тянуть с обнародованием результатов было уже опасно. Подковерную суету с перемещением якобы победителей пришлось остановить и обнародовать список.
Итоги праймериз – это еще не утвержденный список кандидатов от партии для участия в выборах в Рязанскую городскую думу, а уж тем более не список будущих депутатов. Опыт 2013 года показал, что не все лидеры праймериз стали кандидатами, а из кандидатов далеко не все получили в итоге вожделенные мандаты. Поэтому сами по себе праймериз интересны не как срез будущего состава гордумы на ближайшую пятилетку, а всего лишь как картина текущего расклада сил, выстроенных коалиций и взаимоотношений внутри рязанской элиты.
Рояль в кустах
Прежде чем делать выводы на основе списка победителей внутрипартийного голосования, вспомним первоначальную цель внедрения праймериз. Идея не новая и скопирована с ряда зарубежных демократических систем. Там данная методика вполне себя оправдала, поэтому и укоренилась в основе партийной системы общества и власти. Нельзя не согласиться, что изначальная идея праймериз выглядит вполне разумной и эффективной. В преддверии выборов партия проводит массовые «смотрины» своих потенциальных кандидатов и оценку их поддержки электоральным сообществом. По итогам праймериз делаются выводы о том, что если кандидат Иванов набрал больше голосов, чем кандидаты Петров и Сидоров, то с большой долей вероятности можно утверждать, что он пользуется наибольшей поддержкой избирателей. Следовательно, будучи выдвинутым на предстоящих выборах, имеет все шансы обойти конкурентов из других партий. Так как любая солидная партия ставит партийные интересы выше личностных каких-либо своих членов, то ей чаще всего безразлично, кто именно победит на праймериз – Иванов, Петров или Сидоров, лишь бы в итоге партия получила лишний мандат. И праймериз помогают выбрать наиболее «проходного» кандидата.
Но это – если партийные интересы превалируют над личными. В том числе и над личными интересами персоналий, находящихся в данный момент в руководстве региональных отделений партий. В России до этого дойдет не скоро. И праймериз часто используются не как инструмент повышения парламентского влияния партии, а как средство отсева неугодных и продвижения лояльных кандидатов. Причем – не по отношению к партии в целом, а к персонажам, допущенным до организации праймериз и возможности обеспечения нужного результата.
В Рязани, видимо, так и произошло. Из разных округов просачиваются разрозненные сведения о произошедших там нарушениях, оказавших влияние на итоговые результаты. В качестве самозащиты через подконтрольные СМИ организаторы пытались продвинуть мысль о том, что доказательством честности и объективности предварительного голосования является отсутствие заявлений представителей других партий о наличии нарушений.
Но именно это затишье может свидетельствовать совершенно об обратном. Любые нарушения и подтасовки в процессе праймериз «Единой России» обеспечивают выдвижение кандидатами на сентябрьские выборы не наиболее сильных кандидатов, обладающих электоральной поддержкой населения, а тех, кто слабее, но смог договориться с организаторами праймериз. А это очень выгодный вариант для любой другой партии – ведь на выборах им придется бороться со слабым кандидатом, обладающим минимальной поддержкой населения. Следовательно, повышается вероятность получения лучшего результата другими партиями, при этом затраты на получение каждого мандата снижаются. Кто же станет протестовать в таком случае? Только радостно потирать руки и формировать собственные списки с учетом ослабленных по итогам праймериз округов.
Существует и другая версия. Явно областное руководство не вмешивалось в процесс проведения праймериз «Единой России». Нет, будем честными – ситуация не могла там быть пущена на самотек и корректирующие воздействия должны были предприниматься непрерывно. Но всегда – чужими руками, обходными путями, стараясь максимально закамуфлировать свое присутствие в процессе. Можно предположить, что делалось это неспроста. Во-первых, так как формально руководство области не формировало партийный список (в отличие от Олега Ковалева в 2013 году), Николай Любимов получает полное моральное право отказаться от просьб партии данный список возглавить (не в пример Ковалеву в упомянутом 2013-м). И это впервые превращает губернатора Рязанской области из партийной фигуры в региональную. Да, он шел на выборах на высший пост в регионе в качестве кандидата от «Единой России» и это давало партии моральное право объявлять его исключительно партийным губернатором. Притом, что реальная социология показывает реальный рейтинг «Единой России» в регионе.
Кандидаты на заклание
Если Олег Ковалев, возглавив список ЕР на городских выборах, вынужден был как бы наплевать на нормы права и морали в достижении конечного результата, то сейчас картина видится иной. Партийный список логичнее сейчас возглавить региональному лидеру «Единой России» Аркадию Фомину. Рязанского городского отделения у партии нет, и все городские вопросы находятся в ведении регионального политсовета. Похоже, никто и не мешал Аркадию Васильевичу сформировать список победителей праймериз по своему видению, включив туда как своих родственников, друзей, так и прямых подчиненных из числа клерков аппарата партии, а также лояльных лично ему общественников и бизнесменов. Как и не мешал безвозвратно отсечь от выборов ряд действующих депутатов городской, которых он лично не хотел бы видеть в новом составе городского парламента.
Можно предположить и следующий стратегический ход команды областного руководства. Естественно, никто не будет мешать «Единой России» забрать большинство мандатов в будущей думе. Но это будет уже не тотальное большинство, как при Ковалеве, когда из 20-ти депутатов-одномандатников 19 были выдвинуты «Единой Россией». 11 из 20-ти одномандатников и 11–12 из 20-ти списочников партия в итоге получит. Но свои мандаты получат и остальные парламентские партии – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». И выдвигаться они будут по тем округам, где по итогам праймериз ЕР «лидируют» заведомо слабые кандидаты, имеющие низкую вероятность победы на открытых выборах ¬(без фальсификаций и применения административного ресурса).
Пока нет итогового списка кандидатов, утвержденного партийной конференцией, трудно предполагать, кто именно из кандидатов будет выдвинут по округам, а кто по партийным спискам. На данный момент в качестве рабочей версии рассматривается та, при которой человек, занявший первое место на праймериз, будет выдвинут по округу, а следующие за ним четыре кандидата сформируют партийный список в том же округе в том же порядке.
Если все так и останется в избирательных бюллетенях, то уже видны округа, в которых любой партии можно смело выдвигать своих кандидатов с большой вероятностью победы. Это – округ №1 (Роман Худяков или Лариса Максимова), №2 (Екатерина Филиппова), №3 (Сергей Еремин), №6 (Евгения Есакова), №8 (Владислав Фролов), №9 (Светлана Ворнакова), №14 (Владимир Соколов), №19 (Андрей Кашаев). Как минимум восемь округов открыты для конкурентных выборов. Округ №17, где от ЕР выдвинут герой России Святослав Голубятников, не рассматриваем в качестве легкого по той причине, что там от ЛДПР пойдет бывший мэр Рязани Олег Шишов. Из перечисленного выше списка проблемных для ЕР округов наиболее доступными для прохождения соперников правящей партии представляются округа №№3, 6, 8, 14 и 19. Выдвинутые там действующие депутаты Еремин, Есакова, Фролов, Соколов и Кашаев столкнутся с необходимостью объяснения избирателям результативности своего пятилетнего пребывания в прошлом составе городской думы. Особенно трудно придется Сергею Еремину, для которого предстоящие выборы уже четвертые и все возможные кредиты электоральных авансов давно им исчерпаны.
В пользу данной версии говорит и то, что ЛДПР первой начала выдвигать одномандатников именно в подобных округах, где слабые депутаты-единороссы. Например, кандидат Анатолий Суслов (ЛДПР), вышедший на первую встречу с жителями в Канищеве в округе Владимира Соколова (ЕР), убедился в верности выбора округа. За прошедший депутатский срок там были проигнорированы многие наказы избирателей, и теперь антирейтинг действующего депутата от ЕР автоматически работает на любого альтернативного кандидата. Аналогичная картина, но в большем масштабе наблюдается и в округе №3.
С таким списком партия обречена на низкий итог, что автоматически не пойдет на пользу лидеру списка. Поэтому в интересах Аркадия Фомина избежать личного участия в данном провале и выставить в качестве сакральной жертвы, например, действующего председателя городской думы Владислава Фролова. И тут совсем не важно, что подавляющее большинство жителей города до сих пор считают председателем думы Федора Провоторова. Вопрос только в том, что смогут предложить Фролову в обмен за такое политическое харакири.
Отдел политики