Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№27 от 14 июля 2016 г.
Он лопнул
Александр ЛЕБЕДЕВ: «Рязанский «Ринвестбанк» преднамеренно подвели к банкротству»



Пятого июля «Ринвестбанк» объявил себя банкротом. На сайте банка размещено сообщение следующего содержания: 

«По итогам состоявшегося внеочередного общего Собрания участников Банка (Протокол №72 от 4 июля 2016 года), внеочередным общим Собранием участников Банка приняты следующие решения:
 – обратиться в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании ООО РИКБ «Ринвестбанк» несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве);
 – направить в Банк России ходатайство об аннулировании лицензии ООО РИКБ «Ринвестбанк» на осуществление банковских операций».

Как говорится, приплыли. А ведь как все хорошо начиналось. 7 июля 1995 года по инициативе тогдашнего главы администрации Рязанской области Геннадия Меркулова был основан «Ринвестбанк». Его появление в первую очередь было обусловлено созданием противовеса уже существующему муниципальному банку им. Сергия Живаго. У региональных властей был и контрольный пакет акций.

Немудрено, что большинство рязанцев считали, а многие и сейчас считают, что «Ринвестбанк» – это банк, которым управляет региональное правительство. Увы, регионом в банке и не пахнет. В 2013 году командой нынешнего губернатора Олега Ковалева было принято решение продать акции банка, что и было сделано в начале 2014 года. 

На сегодняшний день у Рязани, точнее у закрытого акционерного общества «Промышленно-торговая компания “Ока”», размер доли в уставном капитале всего 0,02%. Остальные акционеры иногородние: Москва, Тула, Ленинградская область и даже Воркута. К моменту продажи регионального пакета акций, кроме головного офиса в Рязани, сеть была представлена в Касимове, Москве, Туле, Курске и Самаре.

«Ринвестбанк» по праву считался самостоятельным рязанским банком, за многие годы успешной деятельности занявшим устойчивую позицию на финансовом рынке и завоевавшим доверие клиентов. У банка был девиз: «Ценить свою деловую репутацию и идти навстречу интересам клиентов в любых ситуациях».

До последних дней работы банка корпоративными клиентами являлись ОАО «Завод “Красное знамя”», ОАО «Рязанский мясокомбинат», ОАО «Рязанская ипотечная корпорация», ОАО «РязаньАвтодор» и др. Всего банк обслуживал около 9 тыс. частных клиентов и свыше 1300 предприятий и организаций.

Журнал «Коммерсант Деньги» в рейтинге крупнейших банков России по капиталу на 1 июня 2016 года поставил «Ринвестбанк» на 371-е место со следующими показателями: капитал – 668601 тысяча рублей; кредиты/активы – 81,91%; кредиты граждан/активы – 7,52%; ценные бумаги/активы – 0,00%; межбанковские кредиты/активы – 0,00%; средства граждан/обязательства – 79,57%; расчетные счета/обязательства – 7,09%; средства бюджета/обязательства – 0,00%.

В 2014 году основным акционером ООО РИКБ «Ринвестбанк» становится житель Москвы Владимир Романов. Владимир Викторович стал широко известен в 2008 году как руководитель обанкротившегося банка «Электроника». Тогда Агентство по страхованию вкладов и Национальный резервный банк (ему были переданы обязательства перед физическими лицами – вкладчиками «Электроники») направили в правоохранительные органы материалы своего собственного расследования, и в ГУВД Москвы согласились, что за год банк выдал 8,992 млрд рублей кредитов без обеспечения в виде залогов или поручительств. Собственник НРБ Александр Лебедев тогда заявил, что банк «Электроника» стал жертвой деятельности организованной преступной группы, специализирующейся на незаконных финансовых операциях по выводу активов.

В марте 2013 года уголовное дело по «Электронике» было закрыто. Почувствовав полную безнаказанность, Владимир Романов сотоварищи зашли в «Акционерный Коммерческий Банк Сбережений и Кредита» («С Банк»). 18 марта 2014 года у него была отозвана лицензия. Именно в это время Владимир Викторович Романов заполучил долю в «Ринвестбанке». Председателем правления ООО РИКБ «Ринвестбанк» был назначен Максим Ткачев. Его водитель был директором ООО «Агрофуд», которое владеет в Воронежской области около 10 тыс. гектаров пашни и выступало поручителем по кредитам «С Банка».

Акционеры «Ринвестбанка» – те же самые персоны, что были акционерами «Сберкред Банка». Одним из основных формальных владельцев «Ринвестбанка» является Сергей Беличенко (19,9%), который имел долю в «С Банке». Другой совладелец (9,99%) Александр Балабанов имел долю в «М Банке», у которого регулятор отозвал лицензию в середине 2015 года.

Когда в мае этого года «Ринвестбанк» ввел очередь на получение вкладов на сумму свыше 30 тысяч рублей, Александр Лебедев написал на своей странице в Facebook: «Какое-то время тому назад я направил заявление в «органы» по поводу вывода активов из «Ринвестбанка». «Бригада Романова» утопила еще один банк – присвоили большую часть из 6 млрд рублей…».

Как в воду глядел.

8 июля 2016 года стало известно, что эксперты оценивают намерения ООО РИНК «Ринвестбанк» (г.Рязань) обратиться в суд за собственным банкротством и аннулированием лицензии как попытку снизить ответственность за крах. Если банк подаст заявление, суд обязан обратиться к Центробанку РФ за заключением о наличии признаков банкротства, а регулятор обязан предоставить их в течение 15 дней, сообщает портал Banki.Ru. Если ЦБ не найдет признаков несостоятельности или не сможет уложиться в срок, то «Ринвестбанк» получит право требования с него возмещения убытков. Впрочем, о наличии в банке признаков несостоятельности свидетельствует не только тот факт, что его офисы перестали работать, но и резкое снижение норматива мгновенной ликвидности (Н2) со 177,91% на 1 января 2016 года до 83,96% на начало июня 2016 года, а также норматива текущей ликвидности (Н3) – с 96,72% на 1 января до 81,37% на 1 июня.

Согласно отчетности банка, физлица держали в нем 4,7 миллиарда рублей. Вкладчиков пытаются успокоить: «ООО РИКБ «Ринвестбанк» является участником Системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Номер страхового свидетельства 407. Вклады, размещенные в банке, застрахованы в порядке, размерах и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Российские законодатели с 2015 года повысили вдвое сумму государственного страхового возмещения вкладов физлиц – до 1 млн 400 тыс. рублей. А если у кого больше? И что делать юрлицам?

И напоследок. Слухи о том, что в «Ринвестбанке» хранились деньги регионального фонда капремонта – не подтвердились. 
 
Павел ГРЕСЬ