Пригородная пассажирская компания с улицы Новорязанской уже пять лет не принадлежит государству
В последнее время многие рязанцы, которым надо доехать до Ряжска, отправляются почему-то не на вокзал «Рязань-2», связанный с этим районным центром прямой железнодорожной линией, а… на автовокзал.
– Время, за которое можно доехать, одинаковое. И стоит билет одинаково, – объясняют они. – Вот и идем, куда ближе. Или где рейс отходит удобнее.
– Но как это так? Разве железная дорога, тем более электрифицированная, не дешевле и не комфортнее, чем автобус? – спросят те, кто в основном катается по Подмосковью, уже давно похожему на Европу. Нет, эти люди не бывали в глубинке.
– А кроме того, электрички ведь у нас такие же частные, как автобусы, – приводят аргумент те, кто ездит часто.
– Как это частные?
Большая распродажа... поездов
Когда-то в СССР, а потом и в постсоветской России существовала естественная монополия – министерство путей сообщения. Располагало оно железной дорогой и автоколоннами, занимавшимися пассажироперевозками. Впрочем, автоколонны эти приватизировались в 1993–95 годах, и в руках правительства осталась одна компания РЖД с хронически опаздывающими поездами и старыми рельсовыми путями. История про то, как на участке Листвянка-Гавердово в 1998 году нашли рельсы с клеймом «1902», похожа на анекдот, но это было правдой.
Так вот, чуть позже в XXI веке, когда стальные пути по всей стране более-менее наладили, а с опозданиями покончили, принадлежащее государству акционерное общество «РЖД» стало «отпочковывать» от себя дочерние пассажирские компании. Одной из самых крупных стала образованная 1 декабря 2005-го «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) с головным офисом в Москве, на улице Новорязанской. Сейчас ежедневно поездами этой компании пользуются в среднем 1,3 млн человек в одиннадцати регионах обслуживания: Москве, Подмосковье, Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Владимирской, Рязанской, Смоленской, Курской и Тверской областях.
Эта компания не принадлежит государству. Да, когда-то принадлежала. И не только РЖД – например, субъекту федерации под названием Московская область тоже. Но еще в 2012 году та самая Московская область приватизировала принадлежащие ей 25% акций ЦППК.
РЖД владела в ЦППК 50% акций, пока в 2013 году вначале не продала 25% «Московской пассажирской компании» (МПК), принадлежавшей кипрскому офшору Fredlake Holdings Ltd. (Ltd означает примерно то же самое, что у нас ООО – ограниченную ответственность). В 2017 году было объявлено о продаже еще 25% акций. В экономической прессе в те времена писали, что государственная компания планировала выручить за эти акции 4,2 млрд руб., но в конечном итоге продала ценные бумаги почти на 2 млрд руб. дешевле.
Кто же это все купил? Некое ООО «Маршрутные системы», зарегистрированное всего за месяц до конкурса.
Зиц-председатель и тезка маршала
В первом квартале 2022 года, с января по март, пригородные поезда ЦППК перевезли 118 миллионов россиян! Самым популярным стало Ярославское направление, но и на Казанском (то есть Рязанском) электрички не слишком пустовали – здесь проехали 17,5 миллиона человек. Правда, из примерно пятисот поездов около двухсот арендованы у той же самой РЖД.
Кто же владеет «Маршрутными системами», купившими блокирующий пакет ЦППК?
Поиск через доступные в интернете бизнес-справочники приводят к Анне Боевой, вначале партнерше, а потом фактической наследнице кипрского ООО. В «Московской пассажирской компании» она работала юристом, приехав в Москву из Курска в поисках заработка. Став официальной владелицей крупного бизнеса, она по-прежнему жила в 41-метровой квартире под Москвой (в Мытищах) и даже брала в банках потребительские микрокредиты.
– Все понятно, – говорят рязанцы, прочитав это, – чистейшей воды зиц-председатель.
Еще 12,5% ЦППК купила в 2017 году у Московской области туристическая компания «Октопасс», которая теперь приглашает москвичей на рязанские фестивали, развешивая афиши в электричках.
Есть в руках частников и еще один важный рычаг. Практически ежегодно ЦППК договаривалась стратегически с правительствами всех областей, окружающих Москву, а потом технически – с их региональными энергетическими комиссиями, о частичном дотировании билетов на пассажирские перевозки: «ведь ваши избиратели обидятся, если вы заставите их платить полную стоимость, то есть дороже».
В Брянской области десятикилометровая тарифная зона сейчас стоит 24,6 руб., во Владимирской области – покилометрово, от 3,24 руб. за километр, в Курской – 2,22 руб. за км, в Орловской – 2,48 руб. за км, в Рязанской – 25,5 руб. за десятикилометровую тарифную зону.
Кто как договорился, тот так и покатается. Решаются эти вопросы вовсе не с Анной Боевой. У ЦППК есть гендиректор, Иван Конев, тезка знаменитого маршала-полководца. А под его руководством работают восемь тысяч сотрудников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Дети остались одни на платформе
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас