На протяжении семи дней – с 1 по 7 октября – Рязань стояла «На пороге юности». Перешагнуть эту еле уловимую грань нам предлагал VI Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков. Открывая дверь и переступая порог, каждая постановка предлагала свой новый мир для юного зрителя. 19 спектаклей из 14 театров России и ближнего зарубежья. 19 миров: захватывающих, волшебных, трагических, безжалостных, наивных, сентиментальных…
Мир белорусского спектакля «Тряпичная кукла Рэггеди Энн» рождается из разноцветных лоскутков, мягкой подушки, теплого одеяла. И из волшебных детских снов, где еще живы любимая собака и канарейка, где оживает любимая кукла, где есть чудесный «лялечный доктор», который вылечит все хвори, и где – самое главное – рядом любящая мама! Рэггеди Энн – тряпичная кукла, которую дарит отец своей тяжело больной дочурке. Но ночью эта кукла оживает, вместе с ней оживает вся кукольная братия, и открываются двери в темное неведомое. Куклы помогают пережить девочке страшную ночь одиночества и боли и находят главную причину ее болезни – израненное сердце.
Спектакль минского ТЮЗа шел на белорусском языке. И, честно говоря, увидев перед началом показа в театре кукол гомонящий зал, стало немного страшновато. Но произошло удивительное: родственный, но непонятный язык воспринимался юной публикой с острым вниманием. Минские артисты, не смущаясь, лихо и азартно выдавали белорусский текст, увлекая зрителей эмоциональностью его звучания. В конце концов, смиренный вопрос: «Тата, а я сегодня умру?» – заданный дрожащим девичьим голоском, и обращение страдающего отца к Богу проникнут в любое сердце без перевода.
Знаменитый чеховский «Человек в футляре» – учитель древних языков Беликов – в спектакле Санкт-Петербургского ТЮЗа, появляясь на сцене, сразу устанавливает границы: очерчивает зонтиком вокруг себя замкнутый круг. Два мира: враждебный внешний и скрытый ото всех внутренний. И тонкая граница между ними – «футляр», которым Беликов пытается отгородиться от общества. Спрятаться и спрятать в нем свою индивидуальность. Непривычная трактовка представляет зрителю совершенно нового Беликова: в блестящем исполнении народного артиста Валерия Дьяченко «человек в футляре» предстает тонким, поэтичным, хранящим внутри богатство и упоение древними языками. В черных круглых очках, с зонтиком-тростью он выглядит слепым в нашем мире, неуверенно ощупывая и прокладывая себе дорогу. И только оставаясь один на один с самим собой, он раскрывается всеми гранями. Оценит ли его общество? Под перестук главного элемента декорации: грубых деревянных досок, вызывающих в памяти захлопнутые ставни, закрытые вороты и заколоченный гроб в финале – думается: вряд ли.
Два других спектакля фестиваля: «И снова будет месяц май!» (Одесса) и «Предместье» (Пермь) – при всех своих различиях оказались рядом в один день на афише, наверное, неслучайно. И в том и в другом используется прием перемещения во времени. В одесском спектакле герои XXI века переносятся в военный 1942 год. Журналист бьется над заданием редакции (написать статью о войне), тема которого глубоко ему безразлична. Его подружка, наоборот, свято чтя память о военных годах, пытается переубедить циничного газетчика. И рассказывает ему свои сны о войне, погружаясь в атмосферу кровавых лет. Таким нехитрым и довольно наивным способом связываются воедино разрозненные отрывки: Ольга Берггольц и Анна Ахматова в блокадном Ленинграде, юный разведчик Ваня Бондарев из «Иванова детства» Богомолова и пять девушек зенитного батальона из повести Васильева «А зори здесь тихие». Стремясь возродить подлинное уважение к военному подвигу, одесский театр делает это довольно прямолинейно, задействовав все средства. В результате постановка превратилась в некую информационно-литературно-просветительскую композицию с военными хрониками, песнями, частушками, стихами и самыми простыми словами о войне. Впрочем, как это обычно случается, именно простые слова действуют безотказнее всего: слезы на глазах блестели у большей части юного зала.
Метаморфозы со временем продолжил Пермский ТЮЗ в спектакле по пьесе Вампилова «Старший сын». Действие разворачивается на стыке двух погодно-временных фронтов: холод нулевых XXI века сталкивается с оттепелью 60-х. Само перемещение во времени выглядит довольно эффектно: отодвигается тугая задвижка, и распахиваются массивные ворота, открывая провинциальный мир прошлого – почтовые ящики, уличные фонари, часы, телевизоры, фоторамки, радиолы. Здесь не ловят сеть мобильные телефоны, здесь пронизывает ветер и падает снег. Но здесь есть теплые любящие сердца, которые готовы принять и отогреть. Тема сохранения семейных отношений – главная идея спектакля. И кто из двух сынов XXI века найдет себе пристанище в этом добром мире прошлого, догадался бы каждый, даже не зная ни пьесы, ни знаменитого фильма: не случайно художник одевает Бусыгина в такую же вязанку, как и Сарафановых. Словно они уже заранее были связаны едиными узами родства, пусть и не кровного. Сильва отторгается этим временем, остается за воротами, внутри которых сливаются в единое целое дети Сарафанова.
Военную тему продолжил самый молодой участник фестиваля – творческое объединение «ЭТОС» со спектаклем по повести Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Вчерашние студенты, выпускники ВКИГа играли на сцене войну так, как если бы ее играли мальчишки на школьном дворе: увлеченно, с огоньком, с юмором, самозабвенно. Этот спектакль представляет русского солдата совсем не таким, как принято в массовой пропаганде. Не суровый боец с каменной грудью, а обычный мальчишка с улыбчивыми глазами. И в эти глаза так хотелось заглянуть, чтобы увидеть всю боль и всю правду... И это было бы возможно на камерной сцене, но, увы, на большой сцене театра кукол, в шумной массе школьников – не случилось…
Злую шутку сыграла сценическая площадка с еще одной постановкой – мюзиклом Детского музыкального театра Геннадия Чихачева «Человек-амфибия». Огромное пространство филармонии и при этом нелады со звуковой аппаратурой не дали в полной мере оценить именно вокальную составляющую мюзикла. Благо, главное украшение постановки – живой симфонический оркестр – хорошо выглядел без всякой подзвучки. Музыка Виктора Семенова: нежная в романтические моменты, импульсивная в острые минуты – передавала всю гамму чувств героев.
Одно из потрясений фестиваля – «Царь Федор Иоаннович» «Ведогонь-Театра» из Зеленограда. В пьесе Толстого выводится политическая картина конца XVI – начала XVII века: наследник Ивана Грозного – царь Федор Иоаннович, клан Годунова и клан Шуйского. И этот мир борьбы прост и понятен: русского ли зрителя удивлять стычками политических противников?.. Но все ярче проступает в спектакле другой мир – мир любви и всепрощения царя Федора. Он проходит в спектакле сложный путь: от комической детской наивности в начале до христианского самопожертвования в финале. «Простой!» – с легким презрением сказали бы сегодня. Но «простота твоя от Бога!» Религиозный, добрый, пытающийся всех примирить и жить по совести – может ли такой человек «царить»?.. С трудом пробиваются тонкие лучики света через дощатые декорации. С трудом находит в себе силы отчаявшийся царь. С трудом несет он на своих плечах бремя царствования, заключая самого себя в деревянную Русь как в саван…
Фестиваль «На пороге юности» – неконкурсный. Все участники отмечаются памятными дипломами. Но, тем не менее, на фестивале есть главный приз – приз симпатий молодежного зрительского жюри. На фестивале 2010 года эта награда была присуждена спектаклю «Белое на черном» орловского театра «Свободное пространство». Спектакль поставлен по автобиографической книге Рубена Гальего, проведшего все детство в советских интернатах для детей-инвалидов. Жанр спектакля создатели определяют, как «история, в которую трудно поверить». Может, поэтому в документальную канву вводятся какие-то нереальные персонажи, типа клоуна, да и вся постановка пронизана мастерской буффонадой. Чем меньше верится в историю, тем она правдивее! Трудно же нам поверить, что человек без рук может писать? Но ведь может, как реально это продемонстрировала в начале спектакля девушка из зала, вызванная режиссером. Зажав маркер ступнями ног, она с трудом вывела имя: «Рубен».
Невозможное возможно. Возможны самые страшные, безжалостные и мерзкие поступки, которые окружали детей-инвалидов в их «детском аду». Жестко, хлестко, сурово театр давит на самые болевые точки. Актеры проявляют чудеса пластики, имитируя движения детей, лишенных рук и ног. И через пластику погружают зал в духовный мир этих детей, богатый, тонкий, полный надежд и чаяний.
Невозможное возможно. В том числе и волшебные повороты судьбы. В финале спектакля режиссер Геннадий Тростянецкий говорит о том, что сейчас Рубен Гальего счастливо живет заграницей, у него прекрасная жена и дочки, которые занимаются балетом, и что он с Рубеном частенько общается по скайпу. И эта фраза, которая бы так буднично прозвучала для каждого из нас, после увиденного спектакля выглядит как сказка. Она означает, что у каждой самой страшной истории может быть счастливое продолжение…
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА