В последнее время на наставника баскетбольного клуба «Рязань» Алексея Безнебеева выпала серьезная нагрузка: целый воз тренерской работы ему приходилось тащить в одиночку. Перед новым сезоном ситуация изменилась, и в тренерский штаб «зубров» вошел мастер спорта международного класса Виктор Усков, который в свое время оставил в нашей команде заметный след, будучи игроком.
– Виктор Викторович, с возвращением!
– Спасибо. Баскетбольный клуб «Рязань» для меня действительно родная команда, в которой я оставил частичку своей души. Планировалось, что в нынешнем сезоне буду работать с «Новомосковском» в Суперлиге-2, но не сложились взаимоотношения с руководством. И тут неожиданно возник вариант с «Рязанью», чему я только рад. В составе клуба я провел замечательные сезоны, рад вернуться уже в новом качестве и помочь ему выйти на новый уровень.
– В команду вы приходили дважды, но проводили только по одному сезону. Почему?
– Так складывались обстоятельства. Мой первый сезон-2007/2008 оказался суперуспешным, я стал одним из лучших игроков лиги, отовсюду посыпались предложения. Но до последнего ждал, когда с планами на будущее определится руководство клуба, даже предсезонку начал с командой. Лишь после того как мне сообщили, что финансирования нет, отправился в «Союз» (Заречный). Существовать без цели мне было неинтересно, хотелось добиваться каких-то результатов, прогрессировать.
– В сезоне-2011/2012 БК «Рязань», заняв третье место в Суперлиге-1, показал свой лучший результат. Ваш второй приход состоялся после этого успеха, наверное, ждали достойного продолжения?
– Действительно, игроки подбирались для решения серьезных задач, но надежды в итоге не оправдались. На мой взгляд, негативную роль в этом «сыграл» тренер-иностранец, который не справился с руководством. Он не мог понять, что людям нужно еще и отдыхать, однако выходных вообще не было. Помню, играем вечером, ночь проводим в самолете, а утром уже бежим на тренировку. Порой просто не оставалось сил.
– Что сохранилось в памяти из выступления за БК «Рязань»?
– Клуб делал для игроков все, чтобы они чувствовали себя комфортно, существовала здоровая конкуренция. Начальник команды Константин Валерьевич Комляков и бессменный администратор Александр Анатольевич Клюев относились благожелательно, и в дальнейшем всегда встречали, как своего. И я старался выполнять свою работу честно. Единственное, что омрачило, так это серьезная травма, полученная в 2013 году в матче плей-офф с московским «Динамо». Оставалось секунд десять до конца, мы вели в счете два очка. Гости бросили трехочковый, мяч отскочил к боковой линии, я его подхватил, но подбежавший соперник прыгнул на меня сзади... Раздался хруст в колене, и я сразу понял, что все. После разрыва крестообразных связок полноценно восстановиться мне так и не удалось. Это стало началом конца моей баскетбольной карьеры, промучившись несколько лет, я перешел к тренерству.
– Баскетболом увлеклись с легкой руки вашего отца Виктора Николаевича, известного тренера?
– Признаться, изначально заниматься этим видом спорта вообще не хотел, несмотря на то, что отец настаивал. Я родился в Армении, когда наша семья переехала в Тулу, три года отходил на футбол. Одним из определяющих моментов в моей жизни стали как раз встречи команд Тулы и Рязани, на которые я попал абсолютно случайно. До сих пор перед глазами стоит разъяренный Владимир Шатеев, потом выступавший уже за Тулу. Было реально круто, я еще подумал: «Что это за игра такая?»
– После этого все же решились попробовать?
– Да, тем более что к нам домой все время приезжали гости, среди которых олимпийский чемпион Виктор Панкрашкин, чемпион мира Владимир Жигилий. Захотелось чего-то добиться самому. Записался в секцию, мы тренировались как проклятые: первое занятие в шесть утра, второе днем после школы. Усилия оказались не напрасны. В девятом классе мы в первый раз выиграли первенство России, и потом три или четыре сезона по своему возрасту команда Тулы оставалась непобедимой, нас вообще никто не мог обыграть. Я получил приглашение в сборную России, мы стали вторыми на чемпионате Европы среди кадетов. Потом перешел в молодежку, хоть и был моложе остальных на пару лет.
– Вам повезло, что удалось найти свое истинное место на площадке.
– Да у меня большого выбора и не было: первый номер или второй, хотя это совершено разные амплуа. Я стал разыгрывающим и получал от игры какой-то сумасшедший кайф. Приятно осознавать, что именно от тебя зависит, как играет команда. Ты отвечаешь за все: кого вывести на бросок в следующей атаке, кого у соперника «подсадить» на фолы, как взломать его оборонительные порядки. Партнеры смотрят на тебя словно на тренера, ждут совета, что делать дальше.
– За что вам присвоили звание «Мастер спорта России международного класса»?
– Когда выступал за ЦСК ВВС, мы принимали участие в чемпионате мира среди военнослужащих. В первый год стали победителями в Хорватии, хотя состав участников был очень приличный, играли даже ребята из национальной сборной Италии. Через год турнир проходил уже в Самаре. Очень сильной оказалась команда Литвы, но в финале мы ее победили, став чемпионами во второй раз. За эти успехи в 2006-м присвоили звание.
– Довольны тем, как сложилась профессиональная карьера?
– Благодарен судьбе за все, что со мной случилось. Такого ни разу не было, чтобы разочаровался в том, чему посвятил многие годы. Наверно, мог и лучше, так все могли, но что есть, то есть. Считаю, удалось реализоваться где-то процентов на восемьдесят, вообще я прожил хорошую баскетбольную жизнь. Немало моих ребят, с кем выступал в свое время, продолжают карьеру и смотрятся достаточно прилично. Оценивая нынешний уровень баскетбола в стране, возникают мысли, что спокойно мог бы еще несколько лет играть в той же Суперлиге-1, но всему свое время. Счастлив, что нашел себя в тренерской работе, она мне очень нравится. И я приложу все силы, чтобы на этой стезе реализоваться в большей степени, чем удалось, будучи игроком.
– Какой успех стал главным в карьере?
– Было немало приятных моментов. С ЦСК ВВС прошел все ступени, поиграл и в сильнейшей лиге страны. Там прошел настоящую проверку на прочность: двадцать человек конкурировали за двенадцать мест в составе. Это закалило характер, дало бесценный опыт. В составе «Спартака-Приморье» (Владивосток) стал чемпионом Суперлиги, следующий сезон мы провели в ПБЛ, стали вторыми в Кубке России. С БК «Гродно-93» выиграл серебро чемпионата Беларуси, где считался легионером и от меня требовали соответствующей отдачи. Приходилось соответствовать, и в 19 лет меня признали лучшим защитником этой страны. Побеждал во Всемирных армянских играх, в них принимают участие армяне, проживающие во всех странах планеты. Любопытно, что армянское гражданство мне сделали только в 2016 году, когда выступал за БК «Урарту» (Ереван). Он заявился в российскую Суперлигу-1, и я вдруг оказался легионером. Вот и пришлось меня «натурализовать», чтобы получил возможность играть в чемпионате России! Одни из самых ценных для меня наград, хотя их значимость невысока, являются медали за победу тульского «Арсенала» в любительских соревнованиях. Я только стал тренером, собирал ребят по всему городу, и в итоге мы – серебряные призеры первой лиги.
– Что у вас в ближайших планах?
– Прежде всего развиваться вместе с рязанской командой, потому что нельзя останавливаться. Хотелось, чтобы ребята и тренеры каждый день двигались к чему-то большему. Надеюсь, что руководству БК «Рязань» все же удастся вернуть клуб на более привычные для него позиции. Что касается предстоящего сезона, думаю, мы вполне готовы к повторению прошлогоднего успеха. Когда занимаешь первое место, успокаиваешься, бывает сложно найти новую мотивацию, но это не наш случай. В этом и заключается главная задача тренерского штаба, чтобы у игроков в каждом матче горели глаза, чтобы им было интересно покорять новые вершины. Уверен, вместе у нас все получится.