– этим непраздным вопросом задается экс-мэр Рязани Шишов в эксклюзивном интервью «Новой»
Испытание на прочность депутатов городской Думы нового созыва состоялось практически без раскачки – их отправили даже не в бой, а в генеральное сражение на двух фронтах: утверждение бюджета на три ближайших года и выборы сити-менеджера. Дело это, как вы понимаете, важное и ответственное: от того, кто примет в свои руки бразды правления городским хозяйством и с каким бюджетом – напрямую зависит, как будет жить наш город.Нам удалось поговорить с человеком, который в свое время успешно участвовал в этом конкурсе, депутатом городской Думы, экс-главой администрации Рязани Олегом ШИШОВЫМ и узнать его мнение на данный счет.
– С самого начала скажу, что участвовать в конкурсе на замещение должности Главы администрации можно с разными целями. Очевидной является победа и соответственно занятие должности, но не менее интересной может быть цель представить на суд конкурсной комиссии и общественности города свое видение развития нашего города. Мне очень интересно, кто и с какими программами будет заявляться как претендент на эту непростую работу. У меня же есть мнение по существу происходящего в нашем городе и есть сформулированные мысли, что и как можно сделать для улучшения качества жизни каждого горожанина.
Что касается шансов, то, по моему мнению, «Единая Россия», одержавшая убедительную победу на последних выборах в гордуму, имеет законное право рекомендовать на пост главы муниципалитета понятного им человека. Это естественно. В контексте чего нельзя не заметить, что шанс получить место сити-менеджера у претендентов, лишенных поддержки депутатов от «Единой России», занимающих более двух третей думских кресел, стремится к нулю.
Но, тем не менее, считаю, что сити-менеджер – это человек, работающий для всех горожан. Соответственно, если у определенного класса людей на основе их знаний и опыта имеются мысли о том, как сделать наш город более удобным для проживания, чистым, современным, то такие идеи надо предъявлять на суд общественности. Именно поэтому я и согласился дать интервью. Это не для самопиара, а потому, что хочу донести свою позицию по теме разработки оптимальной стратегии развития города, в которой по определению заинтересован весь рязанский властный аппарат. Речь идет о мыслях в сфере муниципального самоуправления, которые можно использовать для улучшения жизни горожан.
– А в чем конкретно заключается ваша позиция относительно роли и места главы города во властной вертикали?
– Считаю, что глава является человеком, работающим для всех жителей, независимо от их политических симпатий. Повторюсь, что важным моментом участия в конкурсе считаю не победу, а возможность изложить свои мысли по поводу управления городским хозяйством, представить концепцию экономического развития Рязани. Считаю, что изучение вариантов систем позволит новому главе глубже осмыслить цели, пути и методы развития городского хозяйства, увидеть как сильные, так и слабые стороны собственных тезисов. И по итогам комплексного ознакомления с разными проектами выработать мощную, взвешенную и продуманную стратегию развития Рязани. Убежден, что серьезные дела и серьезные документы должны составляться посредством объединения знаний и опыта всех здравомыслящих людей. И именно такой подход – залог успеха для нашей исполнительной власти.
В целом моя позиция основывается на очевидном факте, что Стратегический план развития города необходимо разрабатывать с учетом критериев оценки качества жизни простых людей, путем включения соответствующих индикаторов. Кроме того, требуется выстроить новую систему управления реализацией Плана, включающую в себя иные подходы к целеполаганию экономического развития города, а также предусматривающую реально работающую систему участия широчайшего круга населения Рязани в реализации и контроле результатов Плана. Если говорить более простым языком, у горожан, у депутатов должны быть реальные механизмы определения эффективности действующей исполнительной власти и рычаги воздействия на нее.
– Теперь перейдем к главной составляющей политики любого муниципалитета – формированию бюджета. Не все горожане достаточно хорошо представляют себе, как непосредственно каждого их касается обсуждение и принятие проекта распределения ассигнований. Несколько слов в качестве ликбеза.
– Следует четко осознавать, что бюджет – это стратегия развития города, переведенная в цифры. От того, насколько органы власти смогут обеспечить полноту поступлений и рациональность расходования бюджетных средств, зависит и качество жизни горожанина, и уровень того, насколько профессионально и грамотно сама же власть сможет выполнять свои функции. Здесь связь прямая, разумеется. Начнем с того, что нельзя относиться к главному финансовому документу как к абстрактному набору математических
знаков. Доход городского бюджета из воздуха не берется и делением не размножается. И его основным источником является налог на доходы физических лиц – он составляет более 50 копеек от бюджетного рубля. То есть у нас с вами есть прямая заинтересованность в том, чтобы наш «полтинник» потратили с умом. Если сейчас подойти к распределению доходов городской казны недобросовестно и небрежно – потом будет поздно раскаиваться и заламывать руки. И представители власти, и горожане должны подходить к его принятию со всей ответственностью. Поэтому сейчас в Думе жаркое время – в эти три-четыре недели обсуждений сжат целый год работы.
– Как вы лично оцениваете проект бюджета 2014–2016? И вообще, по каким критериям нужно его оценивать?
– Что я могу сказать о новом бюджете? Он не лучше и не хуже прежнего. Каких-то радикальных отличий нет – проект получился традиционным, с незначительными изменениями. Пояснительная записка, предваряющая документ, доходчиво истолковывает, например, причины сокращения ряда статей расходов – они не являются секретом. Также постатейно
описаны доходные и расходные статьи бюджета, где приведены обобщенные цифры по всем направлениям деятельности – уже привычный факт. Бюджет представлен среднесрочным, прогнозируемым и принимаемым не на год, а на три. Но принципиальная разница невелика. Индексация, то есть повышение расходов (в т.ч. бюджетных зарплат) по мере инфляционного роста цен, предусмотрена в условном размере 5–8% – это стандартный коэффициент. Так что все как всегда.
– А бывает не «как всегда»?
– Должно быть. По моему убеждению, бюджет требует еще более скрупулезного изучения и детальной проработки даже не в части содержания, а в части формы подачи. Тот документ, что мы создали и держим в руках, к моему разочарованию, не содержит простого и понятного ответа на главный вопрос: что я как житель Рязани получу от выполнения этого бюджета? Неподготовленному обывателю понять, что кроется за каждой статьей, каждой строкой документа, практически нереально. Такой бюджет для него – темный лес. Это, я считаю, в корне неправильно. Каждый житель имеет право знать, куда расходуются финансы. Нам нужно уходить в бюджете от языка сухих цифр. Вот простой пример: было выделено 2 миллиона рублей на одну из программ, написан результат: 100%. Вопрос – сто процентов от чего? Ответ – полностью освоен бюджет по данной графе. А что жители получили в конечном итоге? Считаю, что надо отдельной строкой прописывать реальный результат работы – во что превратились потраченные деньги, где это можно увидеть и пощупать.
Бюджет составляется для людей – логично, что рязанцы должны иметь возможность его видеть, понимать и оценивать. Житель должен знать, на какой улице города он сможет увидеть, как потрачены его рубли – и дать свою оценку власти. Тогда у каждого появится возможность оценить работу администрации и из каждого отдельного мнения и сложится общественное, а мы узнаем оценку нашей деятельности и поймем, каким путем идти дальше.
Составители пишут текст документа некими «зашифрованными» фразами-штампами, не учитывая специфичность своей лексики и невозможность ее понять простому рязанцу. Вот, к примеру, читаем графу бюджета: 10 млн рублей заложено под программу «стимулирования общественных инициатив и развития общественных территорий». Попробуйте догадайтесь, что это за «поддержка» и в чем она заключается. А речь идет об установке (и реконструкции) детских дворовых площадок. По полумиллиону на округ. Согласитесь, житель, прочитав про площадки, с большим доверием отнесся бы и к самому бюджету, и к его авторам. Под покровом тайны находится и вопрос, какие именно площадки оборудуют во дворах, может, горку и пару качелей, а может целый спортивно-игровой комплекс, по какой цене их закупят. Если обходить стороной конкретику, у горожанина может возникнуть подозрение в нецелевых тратах и просторе для махинаций на различных ступенях власти – от самого ее верха до управляющей компании, непосредственно реализующих данный пункт бюджета на местах. Но если мы говорим о поддержке населением муниципальной власти, то мы обязаны помнить – такая поддержка основывается только на одном – на доверии. И это доверие необходимо завоевывать каждым действием, каждым шагом.
– Я правильно понимаю: вы выступаете за прозрачность, ясность и открытость городского бюджета для простых людей? Есть такая шутка: бублик – идеальная модель бюджета: и осязаем, и прозрачен…
– Абсолютно верно – я за «бублик». Оппоненты могут мне возразить: существует Постановление главы администрации, где прописано положение о создании Советов общественных территорий – местных органов самоуправления, чьей функцией является распределение средств, направленных на округ и контроль за их освоением. Я изучил Постановление очень внимательно. Сама идея общественного участия в муниципальном управлении архиважна и ценна. Но знаете, что царапнуло? Хорошая идея, как часто бывает, разбивается о некоторые вроде бы мелкие, но неприятные детали, на которые, похоже, никто не обратил внимания. В документе имеется пункт: «Совет территорий отчитывается перед отделом местного самоуправления…» (читай администрацией города). Вы только вдумайтесь: не администрация держит отчет перед людьми, а наоборот! И вот таких примеров можно привести множество, они и позволяют мне утверждать, что хотя бюджетный процесс соблюден на пятерку с плюсом, но преподнести, представить на бумаге те же 10 миллионов на детские площадки нужно иначе: очень важно пояснить людям, что при всей напряженности бюджета мы изыскали средства, для того чтобы у наших детей был свой уголок…
Это уже не безликая строчка – за ней видны и забота, и работа. Мы же, вместо того чтоб перекидывать мостики от народа к власти, бессознательно углубляем пропасть. Здесь нет никакого умысла – всего лишь устаревший подход к взаимодействию. Ведь не только депутаты пишут документы «для внутреннего пользования», но и сами граждане не желают вникать, требовать, спрашивать с тех, кого они сами направили во власть защищать свои интересы. Все наши беды по большому счету от инертности и равнодушия.
– Вы привели пример с детскими площадками, но наверняка подобных примеров в тексте бюджета немало?
– Сколько угодно. Если разъяснить людям подтекст каждого формального положения, я уверен, понимание между людьми и властью в разы возрастет. Разве не это наша общая цель? Вот смотрите: в первой статье бюджета заложен 841 млн рублей (из общей суммы чуть более 7 млрд рублей) на затраты, связанные с финансированием и обеспечением управленческого персонала. Сумма, на первый взгляд, грандиозная. У простого человека она однозначно вызовет недоумение, а скорее, уж если называть вещи своими
именами – негатив: «куда уходят такие деньжищи?!» Почему бы не разъяснить гражданам, что административный штат составляют более 900 человек (вместе с казенными предприятиями). Это вовсе не одни чиновники, а и рядовые сотрудники ведомств, отделов, благодаря чьей повседневной работе все необходимые для жизни города учреждения и структуры функционируют. И зарплаты, к слову сказать, у муниципальных служащих весьма средние. А жителям кажется, что сумма, указанная в графе «содержание управленческого персонала», целиком идет на зарплаты чиновников. Это, как видите, заблуждение. Но цена непродуманности бюджетных формулировок – стойкое раздражение, диссонанс между обществом и властным аппаратом. Когда оценивают эффективность работы чиновников, обычно ставят критериями «выполнение Федерального закона №131» или «соблюдение положения по муниципальному заказу»… И никогда не говорят о таких мерках, как количество новых дворовых площадок, удобство пользования городским транспортом, чистота улиц, в конце концов, красота нашего города. Удалось ли представителю власти, тому же депутату, повлиять на развитие города конкретными делами? А ведь это всем понятные, общечеловеческие вещи. Оправдал ли чиновник свою зарплату, выполнив достойно свои обязанности перед народом? И если да, то и на графу содержания властного аппарата люди взглянут под другим углом – с пониманием и без обид.
– Какие еще примеры можете привести?
– Ярких пример в предостаточно. В проекте бюджета в разделе «Общегосударственные вопросы» предусмотрена статья под настораживающим названием «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ключевое слово – иные. И в расходной части стоит солидная цифра – более 100 млн рублей! Что это за закупки? Какие услуги? Да, внутри этой суммы на профилактику правонарушений выделяются денежные средства – аж 385 тысяч рублей. А на поддержку здорового образа жизни в целях профилактики наркотической зависимости – 285 тысяч. Или взять муниципальную программу культурного развития города – 427 тысяч рублей заложено. Подчеркну – в год. Но это почти все расшифровки. А дальше? Такая крупная сумма (100 млн рублей), несомненно, требует более подробных разъяснений – на какие
цели предназначена каждая копейка? Возможно, после этого у горожан появятся возможность и желание более активно участвовать в формировании главного документа города – его бюджета.
– Это достаточно необычный подход, но он представляется разумным. Вы лично знаете, как добиться нового взгляда на оценку деятельности власть имущих?
– Необходимо поднимать вопрос о переформатировании задач, целей администрации и методики оценки их КПД. Никто же не будет отрицать, что всем рязанцам важно иметь уверенность, что каждый рубль из бюджета потрачен не зря, а с умом, с пользой для дела.
– Через такую призму возникают и иные вопросы, и самый актуальный – в чем состоит новый взгляд на городской бюджет?
– Обоюдная сознательность. Житель должен учиться спрашивать с властей предержащих, чему мы так и не сумели научиться за 20 лет «демократии». А те, в свою очередь, обязаны отвечать со всей доступностью.
Я далек от мысли критиковать сотрудников, составлявших бюджет – какую установку им задали, какую задачу поставили – в таком формате они ее и выполнили. Поэтому я заявляю лишь о необходимости учиться говорить на одном языке.
– Одной из самых острых и злободневных тем была и остается тема ЖКХ. В какой степени бюджет учел нужды этой немаловажной сферы?
– Вопрос настолько глобален и всеобъемлющ, что при попытке ответить на него в формате интервью я очень рискую. Отвечу так: сегодня весь бюджетный процесс города направлен на поддержание жизнеспособности того, что нам досталось в наследство от недавних счастливых времен. Говорить о значительных структурных капитальных вложениях в данный сектор можно только с двух позиций: 1-е – инвестирование через механизмы частно-государственного партнерства, получение подрядов и иные формы взаимодействия с последующим получением маржи через регулируемые тарифы. 2-е – чистые бюджетные вливания. Меня, конечно, могут поправить и напомнить о других способах финансирования ремонтов в системе ЖКХ, но (повторюсь: я вынужден объяснять с сокращениями, при этом пытаюсь говорить доходчиво и лаконично) еще раз подчеркиваю, источников покрытия затрат ЖКХ на практике только две: 1 – платежи населения, 2 – бюджет. И вот как раз тут скрыто различие в подходах к формированию бюджета: «как привыкли» и «как хотим». Для того чтобы привлекать инвестиции, надо проделать кропотливую, долгосрочную и очень вдумчивую работу. Работу, которая не сразу дает видимый результат. Гораздо проще, ссылаясь на всем известное финансовое ограничение, «размазать» имеющиеся средства и возможности «тонким слоем» на заявленные потребности в дорожном хозяйстве, энергосбережении и т.д. Такой «замечательный» подход дает одномоментный результат. Но если мы хотим видеть в недалеком будущем нашу Рязань, составляющей реальную конкуренцию таким сильным городам, как Ярославль, Калуга, Белгород и даже столичному региону, на мой взгляд, пришло время решать вопросы иначе. А именно, ставя перед депутатским корпусом (с помощью тех же самых Советов территорий, ТОСов) программно-целевые задачи и перспективные, а не сиюминутные цели. Только так мы сможем достичь усиленного эффекта. Концентрируясь на самом необходимом, мы будем искоренять проблемы, а не маскировать. Конечно, быстрого результата так не достичь, и работа не будет бросаться в глаза, как «размазывание» и латание бюджетных дыр, зато она будет качественной и надолго. Впоследствии мы оценим правильность данного подхода, он себя непременно оправдает.
– Какая же задача стоит перед вами и вашими единомышленниками в связи со сказанным?
– Первостепенная задача – перепрограммировать чиновников на то, чтобы они видели город, городское хозяйство как совокупность возможностей, на которых можно и должно зарабатывать для пополнения бюджета. Также необходимо понять, что план улучшения качества жизни должен иметь адресный характер, разрабатываться и реализовываться с учетом дифференциации потребностей людей.
Это сложно. Меня могут упрекнуть: а что ж ты сам этого не делал? Делал! Но теперь я понимаю, начинать нужно было все-таки в первую очередь с объяснения жителям, что к чему и зачем. Так как многие начавшиеся позитивные процессы впоследствии были попросту брошены. И хорошие начинания остались незавершенными. Смотрите, что происходит. Нам говорят, что бюджет очень напряженный. Но при этом доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме падает с 64% до 54! То есть, вместо того чтобы ставить задачу перед администрацией усиливать работу, мы изначально подходим к консолидированному бюджету области с протянутой рукой – за субсидиями, доля которых плотно возрастает. Наверно, это все же неправильно – с самого начала поднимать лапки кверху, задавая себе заниженную планку. Да, есть объективные обстоятельства, это и странная история со снижением кадастровой стоимости земельных участков и, соответственно, уменьшением поступления земельных налогов, и передача части полномочий бюджету других уровней, но самый главный вопрос – работа с серыми схемами выплат зарплат, патентной системой налогов или той же «вмененкой». Таким образом, ясно одно: на повестке дня – поиск новых, нестандартных возможностей для пополнения городского бюджета («город как комплекс возможностей»). В современных реалиях – это единственный выход.
Андрей КОРШУНОВ