Елена Коновалова прекрасно совмещает редкий музыкально-педагогический дар с горными лыжами и быстрой ездой на авто
Скрипачка и… горнолыжница, рукодельница и автогощик, руководитель камерного оркестра и преподаватель РМК с тридцатилетним стажем. Жизнь, которая уместилась между двумя пятерками.
Елена Коновалова – скрипачка, чья жизнь в настоящее время уместилась между двух пятерок, потому что пришло время знакового юбилея, подводящего определенную черту, но много ещё осталось впереди и в жизни, и в профессии. Рукодельница (вязание, вышивание, шитье, макраме) и автогонщица с тех пор, когда женщины за рулем были редкостью, она – такая разная и непредсказуемая, стремительная и страстная в том, что любит и чему посвятила жизнь, считая музыку самой главной своей любовью. Окончившая Рязанское музыкальное училище в 1981 году и Ростовский музыкально-педагогический институт в 1986-м, работающая в музыкальном колледже Рязани более тридцати лет, вызывает восторг безумства и восхищения тем, что помимо всего перечисленного она еще и горнолыжница, которая с началом сезона старается не пропустить ни одного выходного дня, чтобы съездить в Алпатьево, где хорошие овражистые спуски, красивые смелые люди, экстрим и прекрасное морозно-солнечное настроение.
Больше всего поражает ее увлечение опасным видом спорта, где одно неловкое движение может надолго или навсегда лишить возможности заниматься профессией – играть на скрипке. Откуда у музыканта столь странное хобби?
– От горнолыжницы мамы, – отвечает Елена. – В семнадцать лет я поняла, какой это красивый вид спорта. Страха не было, но понимание того, что надо быть технически грамотным, прочно стоять на ногах и не падать, потому что это опасно, – было и есть до сих пор. Падать боюсь, потому падаю редко. Для того, чтобы получать удовольствие, нужна свобода движения, хорошая координация, пластичность. В игре на скрипке требуется то же самое! Правда, выходить на сцену гораздо страшнее, чем спускаться с высокой горы, но еще страшнее, когда играет твой ученик. Все как-то перекликается, одно не мешает другому. Папа говорил, что «каждый современный человек должен водить машину». И я села за руль в 28 лет. А моя дочь еще раньше, и у нее очень хорошая координация, поэтому мне ездить с ней комфортно.
Редкий случай сочетания экстремального вида спорта с профессиональной исполнительской деятельностью, к которой мы постепенно переходим в нашем разговоре.
Рихтер называл музыку театром, потому что любое музыкальное произведение – своеобразный театр чувств, эмоций, оттенков, полутонов. В хорошей музыке обязательно есть драматургия, значит, исполнитель имеет дело с разными состояниями души и ему нужен очень широкий диапазон перевоплощения, то есть артист «должен уметь перевоплощаться в то сочинение, которое он исполняет. Это есть необходимое условие приближения к гению» (Важа Чачава).
Любой образованный музыкант сможет безукоризненно прочитать с листа даже самое сложное произведение, но в искусстве не это главное. Важно, насколько ты сумел свое видение подчинить чужому замыслу и чужое сделать своим. Именно за этим и приходят в концертные залы, именно потому и имеет значение то божественное состояние, когда «над вымыслом слезами обольюсь» – совпадение двух творческих ипостасей – сочинительской и исполнительской.
Чей вымысел доводит до слез Елену Коновалову, что больше соответствует ее темпераменту?
– Я люблю хорошую музыку. Разную: классику, джаз. Это зависит от сиюминутного настроения. Не буду оригинальной, если назову Баха, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Сибелиуса. Их произведения гармонизируют, приводят в порядок и мысли, и чувства, дают ответы на многие вопросы. Есть музыка очень интеллектуальная, как высшая математика, которую нужно понимать умом, но и в этом бывает душевная потребность. А уж от хорошего исполнения просто получаешь эстетическое удовольствие.
Сейчас в жизни Елены Анатольевны акцент сместился в сторону преподавательской деятельности, которая отнимает гораздо больше времени, чем раньше. Теперь она может сказать, что гораздо труднее слушать выступление ученика, чем самому стоять на сцене.
– К нам приходят те, кто сознательно хочет заниматься музыкой. Студенты – народ увлекающийся, творческий, но могут и не подготовиться. Причины и ситуации бывают разные. Мне интересно найти такой ключик в работе с каждым учеником, который поможет нам не стоять на месте. Раньше я могла и вспылить, а теперь пришло понимание чего-то более важного. Поиск общего языка – главная составляющая учебного процесса, когда каждое твое занятие – своеобразный тест на психологическую совместимость. И если эта совместимость существует, то любые задачи, даже самые сложные, решаемы.
Достижения учеников – несомненная заслуга педагога. Но Елене Анатольевне выпало редкое педагогическое счастье стать хорошим учителем собственной дочери, скрипачки Ирины Коноваловой, окончившей РМК с красным дипломом. Дело даже не в цвете диплома, хотя он и является показательным. После смерти педагога Владимира Федоровича Бобылева Елена сама решила продолжить обучение девочки, тем более что в свое время тоже училась у этого мастера, а уже потом, став педагогом, посещала его мастер-классы, присутствовала на уроках дочери, обращалась к педагогу за методическими советами. Окончив ДМШ у мамы, дочь поступила к ней в училище. Не каждая мать возьмет на себя труд обучения собственного ребенка, потому что ответственность в данном случае возрастает в разы. Чаще этим занимаются музыканты-папы. Блестящее выпускное выступление Ирины на госэкзаменах запомнилось многим, а председатель комиссии был искренне огорчен тем, что талантливая девушка выбрала архитектуру, и переубедить ее не бросать музыку не получится. Но Ирина, став архитектором, не рассталась со скрипкой и продолжает играть в камерном оркестре МКЦ, которым сегодня руководит Елена Коновалова.
Имя Бобылева произносится в их семье с благоговейным трепетом. Он вывел на большую сцену родную племянницу Елены – Полину Борисову, а самой Елене передал свое наследство: помимо специальности она преподает в колледже методику обучения игры на струнно-смычковых инструментах – тот курс, который читал Владимир Федорович.
– А к нему я попала случайно, – вспоминает Елена Анатольевна. – На фортепиано поступало много детей, и мне предложили пойти на скрипку. Владимир Федорович так понятно объяснял, как надо играть, что мне понравилось. Папа видел меня математиком, а я поняла, что без скрипки жить не смогу. Потом, посещая мои концерты, он признавался, что считает нашу профессию особенной, потому что налицо результат работы, который проявляется в отношении к исполнителю публики. Они с мамой гордились мной и сестрой, а потом и Полиной с Ириной.
В семье Борисовых музыку любили настолько, что отдали и младшую дочь учиться играть на фортепиано, решив таким образом концертмейстерскую проблему: сестры Елена и Светлана часто выступали вместе.
В 1990-годы Елена Коновалова была очень востребованной скрипачкой в Рязани. Она много играла в ансамблях с лучшими рязанскими музыкантами – Т.Иванишко, Л.Якубовской, Е.Яковлевой, Г.Макаровым. Была солисткой в камерном оркестре МКЦ. Многие помнят «Времена года» Вивальди в исполнении Елены и камерного оркестра под управлением Николая Панина.
Больше тридцати лет Елена Коновалова прослужила в рязанском симфоническом оркестре, с которым прошла все этапы его становления и развития. Довелось поработать и концертмейстером коллектива. Сегодня в оркестре играют ее выпускники.
– Мы – счастливые люди, – говорит Елена Анатольевна, – потому что профессия совпадает с нашим увлечением. И еще, конечно, нельзя не сказать о том взаимопонимании в семье, которое является значимой частью успеха музыканта. Мой дом всегда был моим надежным тылом. Я много концертировала и знала, что ребенок не брошен, уроки выучены, на каток Ирину сводят, сказку на ночь расскажут. Муж всегда помогал мне, за что я ему бесконечно благодарна.
Коллеги говорят, что Елена Анатольевна «открытый и отзывчивый человек, без камня за пазухой. Много работает и еще успевает кому-то помочь, если требуется. “Против кого дружите” – это не про нее. Не опускается до обсуждения со студентами своих коллег, – не все могут избежать такого искушения. И в зависти замечена не была».
До начала горнолыжного сезона ездила на дачу – грести листья, укрывать цветы на зиму, сделать еще что-то необходимое, потому что до весны выезжать в загородный дом не получится. Есть и домашние дела, которые тоже требуют ее сил, и ученики, открывающие в своем строгом педагоге новые грани преподавательского дарования, и, конечно же, ее любимый камерный оркестр, дающий Елене большую сценическую радость.
Ольга МИЩЕНКОВА