Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 14 декабря 2023 г.
Чушпаны нашего времени
Кинособытие года – сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Лариса Малюкова – о феномене проекта, которым восхищаются так же сильно, как хотят запретить

 

«Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова – главный сериал года, порвавший рейтинги, вызвавший общественный ажиотаж, бурю претензий и полярных откликов даже тех, кто кино не видел.


Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Про что?

Сериал вдохновлен исследованием Роберта Гараева казанского феномена – распространении в столице Татарстана молодежных преступных группировок, поделивших город на зоны влияния. И справиться с этими группировками не удавалось ни школе, ни комсомолу, ни милиции.

В многосерийной драме есть жестокие «битвы за асфальт»: безжалостные побоища стенка на стенку – война за право владеть улицей. Но не только. Этот драматический кинороман прошит судьбами отдельных героев. Уточним: изломанными судьбами. От самых молодых («скорлупы») до подростков («суперов») и взрослых («стариков») вроде Адидаса, вернувшегося из Афганистана (Иван Янковский).


Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему сериал стал событием?

Дело и в теме, попавшей в нерв времени, и в уровне профессионализма. Это не значит, что сериал без изъянов. Первые серии показались мне особенно уязвимыми с точки зрения драматургии. Но примерно к четвертой серии кино набрало давно невиданную энергию развития характеров и взаимоотношений. Сыграны все с абсолютной достоверностью.

Снял проект Жора Крыжовников – пожалуй, самый мастеровитый профи в нашем сериальном кино («Звоните Ди Каприо»). «Слово пацана» – не реставрация эпохи. Режиссер с соавтором сценария Андреем Золотаревым в многомерной драме не реконструируют, а скорее ловят воздух смутных лет, крупными мазками рисуют символические знаки времени: уличный беспредел и дискотеки, первые видеосалоны и вернувшиеся «афганцы», «Седая ночь» вечного подростка Шатунова и «Летний дождь» Талькова.


Марат. Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

За что порицают?

За «романтизацию криминальных элементов». Градус битв вокруг сериала напоминает былые бои во время выхода «Чучела», «Бригады», «Брата». Редкие моменты, когда кино становилось поводом для общественной дискуссии.

Упрек в романтизации выдает тех, кто сериал не смотрел.

Готовясь к съемкам, авторы руководствовались не только свидетельствами, документами, исследованиями Гараева, но и книгой экс-министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова «Закат казанского феномена», который развенчивает романтику насилия, рассказывает, как битвы за асфальт превратились в междоусобную войну. Как братавшиеся в 80-е пацаны, став бандитами в 90-е, убивали друг дуга.

Крыжовников вписывает свою историю в сложный социальный контекст, исследуя причины образования пацанских группировок. Среди них – неблагополучные семьи, безотцовщина, гигантский конфликт поколений, из-за которого дети оказываются на улице, призванные ее воинством. В основе всего – безвоздушная атмосфера, тотальная лозунговая ложь на собраниях, ханжество и безволие взрослых граждан умирающей страны.

Как сказано в книге Сафарова: «Организованную преступность власть в стране вырастила сама, своими руками. Криминальная война собрала кровавую жатву с обеих сторон».

Кино Крыжовникова показывает внутреннее пространство этого искривленного, изуродованного мира. Но с живыми отношениями подростков, их влюбленностью, доверием и предательством, страшной силой слухов, способных убить словом.


Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Реакция

Это самый бурно обсуждаемый отечественный проект последних лет. Пользователи создают эдиты, сочиняют мемы про любимых персонажей.

Цитаты заполнили TikTok: «Слово пацана – закон», «Мы не падаем, мы только поднимаемся», «Кто со мной – тот со мной», «Мы не смотрим назад – мы идем вперед».

Фильм воскресил уличный сленг, повсюду теперь слышно: «чушпаны», «скорлупа», «пришиться», как когда-то звучали фразы из «Джентльменов удачи» или «Берегись автомобиля».

Сквозная песня «Пыяла» дуэта «АИГЕЛ» возглавила и рейтинг «Яндекс Музыки», и глобальный чарт Shazam.

На «Кинопоиске» у сериала Крыжовникова высочайший рейтинг – 9,1 из 10 на основе 221 тысячи отзывов. Этот рейтинг пока опережают только «Во все тяжкие», «Семнадцать мгновений весны» и «Игра престолов».

«Кинопоиск» уже сообщил, что сериал в два раза обошел по интересу зрителей в России прежнего лидера – «Игру в кальмара», – удерживавшего рекорд два года. Спустя две недели интерес к сериалу продолжает расти, в том числе из-за попыток остановить показ. В момент выхода очередной серии в семь утра по Москве нагрузка на стриминг Wink вертикально растет, множа число просмотров, а значит, в разных концах страны зрители ждут выхода новой серии, даже если у них глубокая ночь или раннее утро. И здесь важно понять, что нас объединяет: история, взволновавшая миллионы, или страшный мир, который она показала.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Джон Ву и его безмолвный гнев

 

Наши страницы в соцсетях

Лариса Малюкова