Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 15 февраля 2024 г.
«Вонища просто невозможная»
Главные источники загрязнения Рязани хорошо известны. Экспертиза «Новой» это подтверждает


В очередной раз в Рязани засняли дымящие трубы Восточного промузла. Кадры сделаны как раз в тот вечер, когда на Дашково-Песочню надвинулся смог с химическим запахом. На наш взгляд, предприятия, расположенные в районе Карцева и Соколовки, еще можно отделить от города лесополосами: через несколько лет такой сценарий станет невозможным.


Кадр из видео / Источник: RZNlife

Дымящие трубы в километре от Песочни

На неделе по соцсетям разлетелось видео, снятое рязанцем вечером 10 февраля в Восточном промузле города. Вдали, в производственной зоне, из труб поднимается то ли дым, то ли белая взвесь. «Вонища просто невозможная», – столь гневным комментарием сопровождается ролик. Кто-то попробует возразить, что это пар, который виден в воздухе из-за холода? Но заметим – такие кадры уже снимались там же, в районе Карцева и Мирного, и в менее холодные вечера – летом и осенью, начиная с 2018 года.

Самая близкая к Дашково-Песочне (откуда идет большинство жалоб на «запах тухлых яиц» и «резкие химические ароматы») промышленная зона – одновременно и самая молодая. Полдюжины опасных предприятий, от огромного кровельного и гидроизоляционного «Техно» до небольших производств, выпускающих разные виды пластмасс, развиваются там в два последних десятилетия. Именно к ним едут и едут потоком большегрузные машины.

12 февраля Арбитражный суд в Тульской области подтвердил, что именно компания «Техно» является виновником экологических нарушений в Рязанской области. Вопрос к рязанским чиновникам: последуют ли за этим судебным решением конкретные действия в отношении «Техно», направленные на снижение негативного воздействия на экологию нашего города?    

КНС, рождающие стресс

Впрочем, страдает не одна Песочня. И этот факт, казалось бы, не вяжется с близостью Восточного промузла.

«Вонь вчера вечером была на Шлаковом, простите, дерьмом», – пишет в комментарии жительница этой части города.

«До Октябрьского городка и Керамзавода эта вонь дошла, невозможно было даже в машине дышать!» – вторит другая рязанка.

Увы, основной источник вони в Рязани – городская канализация, которая в последнее время переживает не лучшие времена. Не все канализационно-насосные станции, часть которых построена еще в 1950-е годы, справляются с возросшим объемом стоков. Около одной из них уже обнаруживали превышение ПДК сероводорода в воздухе в 188 раз. Часто на месте снесенных частных домишек строится целый поселок многоэтажек – а трубы от него отходят все те же.

В Рязани есть несколько микрорайонов, где канализации нет вообще. Например, в Мирном около домов до сих пор укреплены в земле колодцы-отстойники, куда попадают продукты жизнедеятельности жителей улиц Добролюбова, Чехова, Громовой, Шевцовой и других. А рядом – два пруда. При их наполнении и подъеме грунтовых вод отходы из отстойников начинают распространяться по почве. Вонь там идет буквально из земли!

Ну и, конечно, у промышленных предприятий тоже немало отходов, которые надо либо сжигать, либо куда-то сливать. 

Нормативов нет, датчиков нет, «залпы» есть

Канализационная сеть в Рязани заканчивается очистными сооружениями, про которые можно писать отдельную статью. Неизбежный запах от прудов-отстойников в Хамбушеве часто объясняется тем, что подключенные к городской канализации предприятия сливают в нее что попало постоянно повторяющимися «волнами» и «залпами», наплевав на все ограничения. Но в этом-то и кроется главная коллизия. Власти, несмотря на призывы экологов и даже решения судов, никак не могут эти самые ограничения для предприятий установить. И далее учитывать с помощью смонтированных датчиков показатели выбросов, чтобы требовать с бизнесменов соблюдения экологических нормативов. Пока опасные заводы никто не контролирует – смрад может исходить и оттуда. Но скорее страдать от направления ветра будет не далекая (4,9 км) Песочня, а соседнее (1,6 км) Турлатово.

Борьба с умом

«У вас на заброшках масла перегоняют из отработки, – пишет комментатор поста на RZNlife, – а в Соколовке предприятие так дымит, что «Сайлент хилл» отдыхает. Ехали мимо – машину пеплом накрыло».

Действительно, автомобильное масло – это еще одна экологическая беда.

История, приоткрывшая завесу тайны над вонью вдоль Ряжского шоссе, произошла в 2020 году. В разгар коронавирусной эпидемии, когда чуть ли не половина горожан – практически все бюджетники – сидела по домам, природоохранная прокуратура вскрыла разлив горюче-смазочных материалов из открытой емкости, похожей на бассейн, рядом с территорией давно скончавшегося «Химволокна». Масло закачивали в автоцистерны и большие канистры, а часть жидкости – примеси – испарялась, отравляя воздух, и им дышали все проезжавшие в 7-м и 88-м автобусах.

А аккумуляторный завод, который определяют по запаху едущие домой в поселок Строитель? А так называемая деевская свалка (по имени ее владельца Валерия Деева), которую сейчас рекультивируют? Борьба и контроль за загрязнителями, видимо, растянется еще надолго.

Трещины на «зеленом щите»

В советское время вокруг всех крупных предприятий создавали мощные – в сотни метров – лесопосадки. Только в 2021 году об этом вспомнили и заговорили о «Зеленом щите Рязани». Нарисовали красивую карту, переписали земельные участки с зелеными насаждениями.

Но застройщики пытаются перейти и эту черту. Кто в градостроительном ведомстве разрешил возведение домов, гораздо выше всех защитных лесополос, рядом с Южным промузлом, на улицах Островского, Чернышевского? Новоселов там просто-напросто подставляют под трубы Центролита и флагманов нефтехимии.

Или вернемся к Восточному промузлу. Между Дашково-Песочней и промзоной расположен только Карцевский лес с текущим по нему безымянным ручьем. В самом широком месте этот лес имеет ширину всего 600 метров, а в самом узком – только 100. Хороший южный или юго-восточный ветер легко преодолевает эту преграду.

Хорошо бы прибавить еще одну лесополосу шириной в 400 метров – география пока это позволяет, свободные территории есть. Да вот незадача: на них уже запланировано строительство самых новых микрорайонов Песочни – так называемых ДПР-8 и ДПР-9. Каково будет дышать их будущим жителям, никто сейчас не обсуждает.

Жонглируя полномочиями

В правительстве Рязанской области уже в этом году перераспределили ответственность по контролю над экологической ситуацией – она перешла к замгубернатора Александру Шаститко, который курирует сельское хозяйство, ветеринарию, технадзор, архивное дело и некоторые другие сферы. Ему теперь подчиняется и министерство природопользования. Экологией в Рязанской области в какой-то мере занимается и законодательная власть, хотя довольно курьезным был случай, когда в течение двух сроков комитет по экологии облдумы возглавлял руководитель кожзавода – крупного городского загрязнителя.

Делайте выбросы, господа

В сообщении межрайонной природоохранной прокуратуры говорится, что Рязанский районный суд обязал одно из пригородных предприятий «организовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий». Надо ли это понимать, что выбросы делать можно, когда условия более благоприятны? О каком именно предприятии идет речь, прокуратура не указала.

В то же время контрольно-счетная палата Рязанской области решила проанализировать установленные для региона показатели в рамках национального проекта «Экология» – идет ли движение в нужном направлении. Сообщают, что проверят министерство природопользования и других исполнителей госпрограммы по улучшению экологической обстановки.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За воздух и воду стоять народу


Наши страницы в соцсетях

Петр Большаков