«Спокойно и просто мы встретились с вами!» – исполнением этого романса в Рязанском музыкальном театре 11 февраля открылся первый вечер в рамках проекта «Театр без грима». Этот новый цикл приурочен к 20-летию с момента основания, которое коллектив отмечает в нынешнем году. В преддверье праздника зрителям предложили пообщаться с любимыми артистами, режиссерами, музыкантами в неформальной обстановке. Первопроходцем стал солист театра, мастер сцены Валерий Вахрамеев. Встреча прошла «спокойно и просто». И если продолжать ассоциативный ряд, то еще эмоционально, душевно и с юмором. В течение полутора часов артист радовал поклонников вокальными номерами, делился мыслями и отвечал на самые неожиданные вопросы. К сожалению, газетная полоса не может передать силу обаяния Валерия и его обворожительный баритон, поэтому портрет «без грима» будет исключительно словесный.
Встреча с поклонниками. Фото: Андрей Павлушин
Программист-вокалист
– Детство мое прошло в Вологде. Город старинный, красивый, располагается гораздо северней Рязани. Зимы там долгие, и морозы бывают довольно суровые. Плюс ветра и частые перепады температуры, словом, чувствуешь себя не очень уютно. Поэтому, когда я приехал в Рязань, первое, что оценил – климат: он гораздо мягче и комфортней. Если говорить о профессии артиста, то это чистая случайность. Петь любил всегда. В семейном кругу, как полагается, выступал, стоя на табуретке. Увлекался электрогитарой, занимался в детском коллективе «Вот и мы», который вела известная эстрадная и джазовая певица Виктория Андреева. Услышав меня, она сразу сказала: «Валера будет петь!» И вот Валера поёт. Но стать я хотел программистом и даже успешно поступил на техническую специальность. Однако на втором курсе все-таки решил попробовать себя в вокальной сфере и ушел в Вологодский областной музыкальный колледж. Надо сказать, изначально я не связывал себя с театром, хотя мне это было интересно. Но я не предполагал, что способен к профессии артиста. Всегда был слишком сдержанным. На занятиях по сценическому движению мне вычитывали: «Валера, нельзя быть таким спокойным! Сцена любит темперамент!» Это уже потом работа «расшатала» мне психику, и теперь я чувствую себя достаточно раскованным. А поначалу некоторые особенности характера приходилось преодолевать. Но это свойство нашей профессии: эмоциональность, мобильность душевных состояний тоже можно натренировать.
Дотянуться до великана
– После училища поступил в Нижегородскую государственную консерваторию имени Глинки на вокальное искусство. И здесь удача мне улыбнулась: мы попали под своеобразный эксперимент – у нас на курсе был мастер. Как правило, для вокального образования это не принято. Наш курс взял Владимир Иванович Агабабов, профессор, режиссер-постановщик Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени Пушкина. Все четыре года он наблюдал за нами, корректировал, делал этюды, постановки. Это было невероятно полезно с точки зрения артистического роста. И самое главное – он зародил в нас любовь к театру. Я буквально грезил оперой. Также повезло с педагогом по вокалу – знаменитый бас Александр Алексеевич Сакулин, звезда Нижегородского театра оперы и балета. В те времена он уже был в солидном возрасте, не выступал, но легендарный шлейф всевозможных историй мы, его студенты, постоянно друг другу пересказывали. Это было поколение настоящих великанов, и рядом с ними мы чувствовали себя «карликами», старались тянуться и соответствовать.
Брюки Веснушкина
– В Рязанском музыкальном театре служу с 2013 года. О нем мне рассказал Артем Гладков, с которым мы вместе учились в консерватории. Здесь он работал дирижером и, зная нужду театра в солисте, позвонил мне. Я приехал, показался художественному руководителю Марине Вячеславовне Чернышовой и был принят со словами: «Будешь петь оперетту!» Мой первый выход на сцену состоялся в роли футболиста Веснушкина в музыкальном ревю «Седьмое небо» и, кстати, оказался довольно курьезным. Роль мне досталась от артиста Владимира Лютикова, от него же перешел и костюм. А поскольку он более крупного телосложения, то пришлось перешивать. На генеральную репетицию я вышел на булавках. Но вроде держалось крепко, и я особо не переживал. Пока не увидел круглые глаза помрежа, которая мне шептала: «Главное, не поворачивайся!» В общем, на брюках что-то разошлось, и я всячески выкручивался, чтобы доиграть номер и ретироваться за кулисы. Так что брюки Веснушкина теперь со мной навсегда!
Не по Станиславскому
– Из всех своих ролей больше люблю, признаюсь, взрослый репертуар. Он гораздо богаче драматургически. Из последних работ наиболее яркая – судья Кригс в мюзикле «Здравствуйте, я ваша тетя!» Часто слышу отзывы, что в этой роли я неузнаваем, и это особенно приятно. Для меня ценно в театре то, что человек может преобразиться. Я не выхожу на сцену просто Валерием Вахрамеевым в некоем образе. Стараюсь не себя показать, а придумать персонаж. Это, наверное, не по Станиславскому, а ближе к Михаилу Чехову. Образ героя возникает постепенно, обрастает деталями и подробностям. Так, кстати, появился Кригс. Его голос с нотками постоянного недовольства сложился еще на читках. Потом с гримером нафантазировали противную прическу, закрученные усы а-ля Сальвадор Дали, тени под глазами... «Обезьянья» пластика напрямую возникла из текста. Когда тетушка Чарли произносит знаменитые слова про страну, «где много диких обезьян», она добавляет, обращаясь к Кригсу: «Кстати, вы чем-то похожи». В этой роли мы придумали много шуток, которые, к нашему удовольствию, оценил сам автор – композитор Владимир Баскин. Он был на спектакле и так вдохновился, что обещал переговорить с либреттистом и вставить некоторые в окончательный вариант. Вообще артист, на мой взгляд, должен быть соавтором. Надо предлагать решения, быть в поиске, а не ждать чего-то готового от режиссера. Это и есть настоящее творчество.
Валерий Вахрамеев в роли судьи Кригса в мюзикле «Здравствуйте, я ваша тетя!». Фото: romust.ru
Красить и учить
– У меня есть хобби – я крашу миниатюры. Начиналось всё как увлечение, а в итоге стало для меня настоящим искусством. Но вообще свободного времени практически нет. Вся жизнь проходит в театре. Последние годы увлекло преподавание (огромное спасибо Ирине Воликовой, которая создала Рязанскую хоровую школу). В роли учителя, на самом деле, переосмысливаешь и свой вокал. Пытаешься найти новые приемы, методы, чтобы помочь воспитанникам. У меня самого ученическая дорога была тяжелая, тысячу раз хотел всё бросить. Даже после четырех лет в колледже чувствовал, что голос не раскрывается до конца. Сейчас я «прыгаю» на верхние ноты достаточно свободно, а раньше был потолок, причем там, где его быть не должно. И объяснить причину мне педагоги не могли. Ведь часто бывает, что есть прекрасные артисты, которые шикарно поют от природы, но как они это делают, научить не могут. Благо, в мое время уже был интернет, я много смотрел, искал мастер-классы и впитывал море информации.
Валерий Вахрамеев в роли призрака сэра Джона Кентервиля. Фото: Андрей Павлушин
Весна в Риме
– Мюзикл – мой любимый жанр. Для меня это и есть современная опера, законный представитель и продолжатель оперной традиции. Сейчас выпускаем спектакль «Римские каникулы», премьера которого назначена на 7 марта. На мой взгляд, это довольно необычная работа, в которой мы возвращаемся к классическому американскому мюзиклу, где много танцев, юмора, любви. Приходите, будем встречать весну вместе!
Следующая встреча в рамках проекта «Театр без грима» состоится 17 марта в 15:00. О себе и своем творчестве расскажет солист Рязанского музыкального театра Сергей Гайдей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ