Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 15 апреля 2021 г.
Асфальтруизм нам только снится
 Любовь к хорошим дорогам нужно прививать с детства. Но как привыкнуть к тому, чего нет?

Утром я отчаянно спешу на работу, но быстро идти не получается. Почти от самого дома в начале улицы Есенина на пути встают многочисленные ямы и зияющие трещины в асфальте. Дело происходит в самом начале апреля, часть из них заполнена грязной водой либо не до конца растаявшим снегом.

Пытаюсь форсировать преграды, но по внутриквартальным дорогам сзади и навстречу едут машины других трудящихся, и я осторожно, чтобы не обрызгали грязной жижей, пережидаю на обочине или крошечном тротуаре, пока эта вереница проедет.

Думаю, эти ощущения хорошо знакомы тысячам безлошадных рязанцев, но, оглядываясь на десятилетия назад, я почему-то прихожу к мысли, что в нашем советском детстве не только солнце светило ярче и колбаса была вкуснее, но и дороги были глаже и приветливее.

Серега, мастер скоростного экстремального катания на велосипеде, не раз сажал меня на багажник своего «Салюта» и предлагал три варианта маршрута – «со всеми удобствами», «без удобств» и «дороги войны». Но даже на последнем из названных путей, где мы гоняли по каким-то затерянным в зелени деревьев дворам домов, предназначенных под снос, не было таких пробоин, как на нынешних улицах Затинной, Фурманова или Черновицкой.



Конечно, шрамов на дорогах нашего детства хватало, но они совершенно не мешали многочисленным подвижным играм, а прорабов перестройки, выступавших на радио и ТВ, эти трещины вообще не интересовали. Борьба с пьянством, бюрократизмом и поиск белых пятен в истории был куда более захватывающим процессом, а главное, не требовал денег.

Дороги в нашем уютном квартале, конечно, ремонтировали, и беготня по свежеположенному асфальту тоже считалась одним из приятных ребячьих развлечений. Налипавший на обувь битум не страшил, а оставить свой след на пути прогресса считалось удачей, а не глупой шалостью.

По дороге в школу мы старались сократить расстояние, шли по грунтовкам, опоясывавшим немногочисленные частные дома. В дождливую пору на особо грязных участках люди клали доски. Такие самодельные переправы – не редкость и в сегодняшней Рязани, как и маленькие городские озера, которые то тут, то там возникают на улицах из-за ям в асфальте, отсутствия или неисправности ливневой канализации.

Будучи ребенком, я нередко наблюдал мини-водоем, который регулярно появлялся рядом с поворотом на Приокский поселок недалеко от тогдашнего кинотеатра «Москва». Когда стало за 30, понял, с чем могу сравнить этот островок водной стихии – с морем, что регулярно разливается рядом с пересечением улиц Затинной и Есенина.

Отменное качество рязанских дорог, похоже, не способны изменить ни перестройка, ни рыночная экономика, ни даже цифровизация вкупе с бережливым производством.
Денис ПУПКОВ