Как это ни парадоксально, нашествие коронавируса открыло для рязанцев новые возможности
Полиглот с восточным уклоном
Рязанский инженер-программист Денис Евгеньевич в детстве окончил школу с углубленным изучением английского, позже научился говорить и на немецком. Но еще год назад ему в голову не приходило, что вскоре он начнет рисовать японские иероглифы и читать тексты на этом языке.
– На японском есть масса научной литературы, да и вообще этот имперский язык расширяет возможности знакомства с Востоком, – рассуждает он. – Вот почему прошлой весной я за него взялся. Без всяких преподавателей, по тем пособиям, что есть в интернете. Сейчас по грамотности нахожусь где-то на уровне тамошнего десятилетнего школьника.
В областной библиотеке имени Горького в марте 2021 года горожанам была представлена выставка известного японского фотохудожника. На снимке токийского стадиона рязанский инженер без труда прочитал надпись иероглифами над пешеходным переходом: «В темное время суток нажмите кнопку».
Легко исправить с помощью кота
Почти весь март в рязанскую арт-галерею «Палитра» на Первомайском проспекте горожане шли смотреть выставку портретов и фигурок кошек. Там было много работ детских изостудий, но важной частью экспозиции стали картины художницы, которая больше известна гостям Рязани, чем ее жителям. Сувенирная продукция, дизайн которой создает Варвара Агаджанян, продается в лавках у Рязанского кремля, книжных магазинах и прочих местах, посещаемых туристами.
– С началом карантина туристы исчезли, продажа сувениров прекратилась, – рассказывает она. – Так появились работы, на которые раньше не хватало времени: эта серия котов в цветах.
Каждый из портретов отличается породой кошки и видом цветов, в которых он изображен. Взрослые зрители улыбались, дети восхищались и оставляли записи в книге отзывов.
Все дороги ведут в стрим
Рязанские театры пережили весну и лето, когда все массовые мероприятия были отменены – но как могут творческие люди жить без контакта со зрителями? Творчество просто перешло в интернет. Спектакли и представления можно было смотреть в прямом эфире, как стрим.
3 июня 2020 года Рязанский театр кукол таким образом представил онлайн уже знакомый многим спектакль «Зимы не будет» – реалистичную сказку о любви к ближним и попавшим в беду животным.
Часто для тех, кто пропускал прямой эфир, представления оставались в записи. К примеру, артисты и коллективы Рязанского МКЦ записали и опубликовали в интернете за весну и лето 2020 года больше видеофайлов со своими танцами и песнями, чем за несколько предыдущих лет.
Музейные работники и профессиональные гиды проводили интернет-экскурсии, научные работники начали читать интернет-лекции, а разнообразные народные умельцы проводить мастер-классы. Теперь социальные сети полны видео- и аудиоматериалов, которые можно пересматривать и переслушивать. Кто мог представить себе эти возможности до пандемии?
Кинолагерная любовь
Рязанские дети во время карантина, а также часто и после него отправлялись на целые недели учиться дистанционно. Но вне школы они тоже должны чем-то заниматься! Особенно те, в ком творческие силы не удержать.
Студия кино «ЮнМедиа» в Приокском поселке, где школьникам преподают азы актерского и режиссерского мастерства, в этих условиях резко нарастила... выпуск самых настоящих художественных фильмов. Да, в большинстве своем это короткометражки, и так как создатели их – дети (ну, трое-четверо взрослых им помогают), повествуют в основном о жизни подрастающего поколения.
– Наших ребят обучают профессионалы: актеры, видеооператоры, режиссеры. Они умеют играть, снимать, монтировать, – рассказывает руководитель студии Ирина Козлова. – Мы представляем их работы по всей России. Например, короткометражка «Лето... Лагерь... Любовь...» получила признание в финале фестиваля «Зеркало будущего Pro».
За время, пока в области свирепствовал коронавирус, юные кинематографисты успели встретиться с Иваном Охлобыстиным, получить мастер-класс от Александра Половцева, перенять знания у молодой звезды кино Александра Касаткина. Первые два месяца пандемии ушли на доделку полнометражного фильма «Другая жизнь», доступного сейчас на ютубе. Летом настала пора творческих экспериментов в «Кинолагере».
В общем, не исключено, что через два-три года у нас появится собственный рязанский «Дисней». Правда, кто его будет финансировать, большой вопрос.
Сетевое чувство прекрасного
А перед обществом встал вопрос. Если онлайн-формат общения создателя и потребителя творчества оказался таким простым, то не уйдет ли через несколько лет половина нашей культуры в интернет? Возможно, министерство культуры Рязанской области и профильные управления муниципалитетов уже должны задуматься, не стоит ли заняться воспитанием у народа чувства прекрасного в социальных сетях.
А частные коммерческие проекты уже наверняка думают о путях монетизации своей интернет-активности. Не исключено, что вскоре какой-нибудь рязанский завод экологически чистых напитков начнет переговоры о показе своей продукции в детских фильмах, а гостиницы и хостелы закажут дизайнерам кружки и тарелки с надписью «Рязань» и внешним видом своих заведений – чтобы проникнуть в сознание иногородних туристов.
Кто знает, кто знает…
Илья КРЕЙКОВ