Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 15 апреля 2021 г.
В чём правда, бро?
 В Рязанском ТЮЗе раскрыли два преступления и попытались не лгать

Что делает современную пьесу современной? Возраст автора, момент создания, язык, проблематика? Быть на одной волне «со-временем» – задача трудновыполнимая. Каждый оборот стрелок все дальше отодвигает актуальное настоящее в архаичное прошлое. Такой, казалось бы, модный молодежный сленг через год-другой превращается в язык динозавров. И в итоге «выживают» лишь те тексты, которые способны выиграть эту битву «со-временем» за счет чего-то иного, более глубокого. Найти эту точку опоры попытался Рязанский театр юного зрителя. С 29 марта по 4 апреля здесь состоялись III Международные творческие режиссерские мастерские «Современная драматургия для подростков». К работе было принято пять пьес. Эскизы по трем из них в итоге были отобраны для дальнейшей постановки в театре. И все они оказались пронизаны общей темой: взаимоотношение подростка с такой категорией как «правда».

При свете фонарика

Раз, два, три, четыре, пять… Женский голос монотонно отсчитывает числа. На каждый счет постепенно выключаются софиты, свет гаснет, и зрители погружаются во тьму. В темноте уютно и надежно. Она окутывает, как теплое одеяло. Если крепко зажмуриться и забраться под него, как в детстве, то кажется, что там – снаружи – нет никаких проблем и страхов. Вот только рано или поздно глаза придется открыть…



Действие эскиза по пьесе Марии Малухиной «Море. Звезды. Олеандр» разворачивается практически в полной темноте. Освещением служат лишь фонарики в смартфонах и включаемые на минуту лампы. Этот локальный свет выхватывает двух актрис, которые ведут между собой эмоциональный диалог. Препираются, убеждают, оправдываются – и очень скоро зритель понимает, что видит на самом деле монолог: спор шестнадцатилетней Дашки со своим внутренним голосом.



История, которую из света и тени складывает режиссер Вера Попова (Пермь), раскрывается зрителю постепенно, как морская раковина. Море, лето, лагерь. Где-то там, за темнотой, есть некая Алиса («Ненавижу Алису. Ненавижу. Такая мразь») и некий Дима («С Димкой же поначалу вообще все идеально было»). И между ними произошло нечто настолько страшное, что Дашке, видевшей все это, не остается ничего иного, как крепко зажмурить глаза…

Режиссер ставит главную героиню перед проблемой выбора: сказать правду или «отвернуться и валить». Стоит ли правда проблем и неприятностей? Как она отразится на будущем? В ярком свете фонарика растут и расползаются черные тени, наваливаются на девочку отчаянным страхом. Но решение принимать все-таки придется, и в этом не поможет никто, кроме собственной совести.

Бей барабан!

В этом году в работе мастерских впервые прозвучал «местный акцент»: специально для лаборатории рязанский драматург Игорь Витренко написал пьесу «Рома, правда и подкасты». Правда, которую автор выносит в название, становится краеугольным камнем конфликта пьесы. Главный герой Рома принимает решение: ни слова лжи. Однако вскоре оказывается, что это только на страницах Булгакова «правду говорить легко и приятно». А на деле начинают сыпаться неудобные вопросы от мамы, учителя требуют объяснений, девушки обижаются, а лучший друг крутит пальцем у виска: «Совсем рехнулся!»



Режиссер Анна Куликова (Москва) ставит эскиз в стиле рок-н-ролл. На сцене микрофоны и барабанная установка.



Герои транслируют свои идеи в мир громко и безапелляционно, вполне в духе подросткового максимализма. «Вы правду хотите знать?» – предупредительно спрашивает Рома. И в ответ на естественное «да» – барабанная дробь! – вываливает на собеседника свои подлинные мысли и чувства.



Правда, за которую мы так ратуем, чаще всего оказывается неудобной, болезненной. И, что самое печальное, бесполезной, потому что в конечном итоге правда у каждого своя.

Один и одинок

«Я всегда говорю только правду», – констатирует главный герой следующего эскиза по пьесе Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки».



И в этом случае это не волевое решение, а свойство психики, обусловленное диагнозом: в центре истории – Кристофер Бун, 15-летний подросток с синдромом Аспергера (расстройство аутистического спектра). Рациональное в нем преобладает над эмоциональным, поэтому законы человеческой жизни (построенные, увы, чаще всего на недоговоренности и умалчивании) ему непонятны. Расследуя убийство соседской собаки, Кристофер случайно распутывает тайну исчезновения своей мамы и погружается в еще одну драму – семейную.



Режиссер Алексей Шавлов (Минск) помещает главного героя в центр сцены, а вокруг него рассаживает остальных персонажей пьесы: отец Кристофера, его мама, учителя, соседи. Маленькая Вселенная, где все вращаются по непересекающимся орбитам.



Здесь каждый одинок, каждый ищет любовь, понимание и… правду. Но в итоге сплетается лишь паутина «лжи во спасение», разорвать которую предстоит Кристоферу, как бы больно и мучительно это ни было.

* * *

Творческие мастерские Рязанского ТЮЗа традиционно проходят при поддержке регионального Министерства культуры и туризма. Также в этом году проект оказался отмечен тесным сотрудничеством с Российским институтом театрального искусства: за созданием эскизов спектаклей наблюдали студенты театроведческого факультета ГИТИСа, будущие критики. Они принимали непосредственное участие и в обсуждении показов, внеся тем самым свою лепту в формирование репертуара Театра на Соборной.

К современной драматургии Рязанский ТЮЗ в силу разных обстоятельств не обращался уже несколько лет. Последним таким спектаклем был «Гадкий котенок» по пьесе Анны Богачевой, который, как рассказала художественный руководитель театра Марина Есенина, тоже вышел из мастерских 2017 года. По итогам нынешней лаборатории афиша ТЮЗа пополнится тремя новыми названиями. Ну а насколько они совпадут с ожиданиями современных подростков, покажет время. И правдивые отклики первых зрителей.

Елена ИСАЕВА, драматург, поэт, приглашенный эксперт III Международных творческих режиссерских мастерских «Современная драматургия для подростков»:



– Важность таких лабораторий в том, что они берут на себе нелегкую функцию взаимодействия писателя и театра. На таких площадках молодые авторы и режиссеры могут общаться, творить вместе, и это является залогом развития театрального процесса. 

Здесь сразу виден результат. Мы видим, насколько артистам интересен материал, с каким удовольствием они работают с современным текстом. Сегодня язык так быстро меняется, что только писатель с «хорошим ухом» может интегрировать эти новшества в другие пласты речи. И то, что мы видим – и слышим! – на данных мастерских – это большая победа. Актеры существуют в этом тексте вольно, свободно, не пережимая и не педалируя. Создается эффект документального кино, и это всегда подкупает зрителя.

Конечно, дело не только в языке. Дело в высказывании. Скажу банальность, но Чехов сегодня так же современен. Современную пьесу по большому счету определит время. Безусловно, за языком надо следить, и это очень интересная авторская работа. Но если этим языком ничего не высказано, то внимание публики уйдет. Зрителю интересно идентифицировать себя в нашем быстро меняющемся пространстве. И призвание театра в том, чтобы «вмонтировать» вечные ценности в нынешний хаотичный мир, дать современному человеку некий стержень для опоры.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА