Рязанская команда мастеров. Как всё начиналось
1948 год. Тренер нижнетагильской команды Вадим Янушевский (в центре в верхнем ряду) со своими питомцами. Фото из архива Юрия Шумкова.
Ровно 65 лет назад, 15 мая 1949 года рязанская футбольная команда мастеров (тогда она называлась «Спартак») провела свой первый в истории официальный матч в первенстве страны. С того памятного дня она и ведет отсчет своей сколь продолжительной, столь же и противоречивой биографии.
Когда в товарищах согласья нет
Сейчас уже все до того привыкли, что из года в год наша команда выходит на старт очередного первенства страны, что вся важность этого процесса несколько смазалась, и это притом, что выход на Всесоюзную арену дался совсем непросто. Главным катализатором идеи выхода на новый уровень и в какой-то степени поводом для включения рязанцев в число участников первенства СССР, послужило их удачное выступление в республиканском первенстве ДСО «Спартак», где годом ранее они стали бронзовыми призерами.
А после того, как председатель облсовета ДСО «Спартак» Ф.Кириллов обосновал необходимость включения рязанской команды во вторую группу первенства страны, в республиканские спортивные ведомства были направлены многочисленные ходатайства за подписью Председателя исполкома Рязанского областного совета депутатов и трудящихся А.Рыжова и секретаря обкома ВКП(б) А.Петухова. На сей счет существует вполне официальная версия, что весь процесс затянулся настолько, что положительный ответ пришел чуть ли не за десять дней до начала первенства.
По первоначальному замыслу в состав команды собирались включить в своем большинстве сильнейших городских футболистов, однако игроки из общества «Динамо» в распоряжение спартаковцев переданы так и не были. Налицо саботаж общего дела, однако кто виноват в большей степени, судить за давностью лет довольно сложно. В конце апреля 1949 года областной спорткомитет направил в распоряжение «Спартака» тренера динамовцев Георгия Хоецяна (на тот момент один из сильнейших местных специалистов) для использования его в качестве старшего тренера и начальника команды мастеров. Однако по неведомым причинам это назначение руководством красно-белых было проигнорировано, в результате чего столь необходимой помощи от своего главного конкурента на областном уровне они так и не дождались.
Первый тренер
Несмотря на длительное ожидание, к участию в столь серьезных соревнованиях оказались абсолютно неподготовленными ни сама команда, ни ее стадион. Не трудно догадаться, что «Спартак», в то время по спортивным показателям не являвшийся сильнейшим даже в своем регионе, в одиночку был не в состоянии выставить сколь-нибудь боеспособный коллектив, а поскольку комплектоваться пришлось в крайне сжатые сроки, то в его составе оказалось немало людей случайных, а то и откровенных проходимцев.
Не трудно предположить, что кандидатура Хоецяна была отклонена по каким-то личностным мотивам, ведь в 1948 году он уже работал тренером как раз в обществе «Спартак», но почему-то его покинул. Однако откуда взялся Вадим Янушевский, невозможно даже предположить. В ту пору новоиспеченный наставник рязанской команды едва успел перешагнуть 24-летний рубеж, но позиционировал себя как участник ВОВ с 1941 года и одновременно выпускник столичного института физкультуры. А если учесть, что к тому времени уже имел и опыт тренерской работы, то по всему выходило, что воевал и учился он одновременно.
Как-то повелось, что Вадима Владимировича постоянно тянуло ко всему новому. В 1947–48 годах он тренировал нижнетагильский «Дзержинец», а в конце 1948-го создал первую в Тагиле команду по хоккею с шайбой, которая уже в феврале следующего года дебютировала в первенстве СССР. Однако сам Янушевский занятий не проводил, в основном занимаясь решением хозвопросов. В конце апреля уволился и, якобы, отбыл в Москву по семейным обстоятельствам. Но уже в мае «всплыл» в Рязани, где в то время как раз разворачивалось новое мероприятие. Точной информации о том, удалось ли ему доработать до конца хотя бы первый круг футбольного сезона-1949, пока нет, но сколь неудачно выступал «Спартак» под его руководством можно судить хотя бы по разнице мячей 4–44. И это лишь после 12 игр…
В начале 1950-х годов Янушевский оказался в Воронеже, где стал родоначальником гандбола, инициатором развития русской лапты, регби и хоккея на траве. В продолжение длительного времени работал в Воронежском лесотехническом институте – сначала преподавателем, а затем заведующим кафедры физвоспитания. Имел звания заслуженного тренера РСФСР и судьи республиканской категории. Казалось бы, настоящий подвижник спорта, если бы не одно но. Летописец воронежского спорта Александр ГУДКОВ предоставил для публикации информацию из книги «Воронежские чекисты рассказывают…».
Оказывается, это лишь надводная часть биографии Янушевского, а ее неприглядные вехи он старательно скрывал в течение многих лет. Как выяснили дотошные сотрудники КГБ, родился он вовсе не в Москве, а в Одессе, ни в какой Советской Армии не служил, а, оставшись в оккупированном городе, добровольно предложил свои услуги захватчикам. Жилось Янушевскому вольготно, сытно и весело, он продолжал играть в футбол в молодежных командах, а попутно выполнял задания румынских властей. По доносу провокатора были схвачены и арестованы местные жители В.Д.Рябкова, Н.Д.Грохольский и Ю.Карпинский.
Дальнейшая жизнь Янушевского – цепь обманов и подлогов. Но, как говорится, сколько веревочке не виться: в 1973 году его все же разоблачили, воронежская газета «Коммуна» сообщила об изгнании с преподавательской должности лесотехнического института. Правда, заслуженного наказания он так и не понес, поскольку срок давности к тому времени уже истек, что и не позволило привлечь его к уголовной ответственности.
Полный провал
15 мая в 18.30 началась первая официальная игра «Спартака» против саратовского «Динамо», а уже через семь минут в сетке ворот хозяев оказался первый пропущенный мяч. Спустя 16 минут красно-белые благодаря точному удару своего форварда Юрия Маслова положение выровняли, но, пропустив в дальнейшем еще два гола, вынуждены были капитулировать – 1:3.
Буквально в считанные дни (что уже о многом говорит) на поражение в дебютном матче отреагировало Бюро Обкома ВКП(б), на котором присутствовал и его первый секретарь Алексей Николаевич Ларионов. В ходе заседания было отмечено, «что футбольная команда общества «Спартак», включенная в текущем году в розыгрыш Всесоюзного первенства по футболу по 2 группе мастеров, оказалась к игре совершенно неподготовленной и первую встречу с командой Саратовского общества «Динамо» провела явно неудовлетворительно. Областной комитет по делам физкультуры и спорта (т. Карасев) и совет общества «Спартак» (председатель т. Кириллов) безответственно отнеслись к подбору состава игроков, не организовали предварительной тренировки команды, в команду были допущены случайные и совершенно неподготовленные игроки».
Не стесняется в выражениях по этому поводу и главная областная газета того времени «Сталинское знамя»: «Комплектование команды было предоставлено самотёку, в результате чего команда оказалась неподготовленной к первому календарному матчу. Не был подготовлен к соревнованиям и стадион. Спортивное ядро и трибуны не были оборудованы, на стадионе еще шли земляные работы. Тысячи зрителей вынуждены были смотреть матч в облаках пыли».
В итоге областному комитету физкультуры и спорта было предложено «укрепить футбольную команду «Спартака» за счет лучших игроков других обществ, а состав команды представить на рассмотрение бюро обкома ВКП(б)». Однако по каким-то нам неведомым причинам это пожелание было воплощено в жизнь лишь по окончании первого круга, когда изменить что-то кардинальным образом не было уже никакой возможности.
Пока общественность на страницах печатных органов от всей души распекала своих незадачливых мастеров кожаного мяча, получивших неудовлетворительную отметку за дебют, в своем втором матче спартаковцы на глазах всего города умудрились пропустить от столичного «Металлурга» уже восемь (!) безответных мячей. После этого их действия оценивать каким-либо образом больше уже никто не пытался. В 24-х календарных встречах первенства СССР «Спартак» потерпел двадцать поражений и уверенно застолбил за собой последнее место.
Приятно отметить, что урок пошел впрок, и в дальнейшем ничего подобного с рязанской командой никогда не случалось.
Юрий МАТЫЦИН