Ушел из жизни один из самых перспективных игроков обороны в истории рязанского футбола
Из года в год редеет круг ветеранов рязанского футбола, как это не прискорбно осознавать. В конце минувшей недели спортивная общественность проводила в последний путь одного из самых надежных защитников главной дружины области Александра ЖОМИНА. В январе ему исполнилось 62 года.
В последнее время Александр Константинович имел серьезные проблемы со здоровьем, его преследовали неприятности. На двенадцать лет он пережил своего друга детства, легендарного бомбардира Александра Коробкова, который скончался, едва перешагнув полувековой рубеж. Когда-то они были не разлей вода, вместе делали первые шаги в спорте, и наставники были одни и те же: Алексей Иванович Рожнов, Владимир Семенович Варда, Владимир Викторович Линдо.
Приз лучшего игрока Александру Жомину (слева) вручает мастер спорта СССР Юрий Борисов
Но в футболе Жомину повезло значительно меньше, чем его однокласснику и тезке. Судьба отвела ему лишь шесть сезонов в главной команде области, и вполне себе успешная карьера оборвалась, можно сказать, в самом расцвете. Произошло это не по каким-то объективным причинам, не из-за травмы и уж тем более не из-за утраты спортивного мастерства. Просто в 1981 году во второй лиге неожиданно был введен лимит на игроков старше 25 лет, которых должно было остаться в команде не более пяти. Александр Жомин только перешагнул пограничный рубеж, что и привело к вынужденному расставанию с родным коллективом. На тот момент за его плечами было почти 220 матчей, проведенных в первенстве и кубке СССР.
Впрочем, тупиковую ситуацию Александр запросто мог обернуть в свою пользу. Путевка в первую лигу, от борьбы за которую рязанцы отказались по указке сверху, тогда досталась костромскому «Спартаку», в который Жомина рекомендовал наставник рязанской команды Юрий Александрович Севидов. О возможностях потенциального новобранца костромичи имели представление, так что все вполне могло и срастись. Но тут уже сам Жомин поступил несколько опрометчиво и, сославшись на семейные обстоятельства, остался дома. Прекрасный шанс попробовать свои силы на более высоком уровне так и остался неиспользованным.
Возможность возвратиться на союзный уровень представилась Александру Константиновичу в 1984 году, когда его вновь пригласили в рязанскую команду. Зимой он принял участие в проходившем в Москве турнире спартаковских коллективов, затем съездил на весенний сбор в Сочи. Но на этом все и закончилось. Получив на одном из учебно-тренировочных занятий травму спины, он был вынужден расстаться с мыслью сыграть в первенстве страны. Теперь уже навсегда.
А начиналось все обнадеживающе. В 70-е годы прошлого века, когда в главную дружину области из числа местных воспитанников удавалось пробиться лишь самым талантливым, Александру сделать это удалось. И в дальнейшем серьезная конкуренция со стороны «варягов» не помешала ему иметь постоянное место в основе: пять лет кряду позиция правого защитника имела своего неизменного владельца.
Специалисты склонны считать, что в своем амплуа Жомин был в числе лучших. Да и наставникам рязанской команды всегда импонировала его цепкость при отборе, надежная игра в обороне. Отдавая предпочтение выполнению своих непосредственных обязанностей, в атаку он подключался крайне редко, именно по этой причине забитых мячей на его счету не числится, что, впрочем, для игрока защитной линии не считается каким-то недостатком.
После ухода из большого футбола его уделом оставалось выступление в соревнованиях местного масштаба. Возвратился в свою альма-матер – коллектив завода САМ, где стал играющим тренером. Благодаря его навыкам самовцы пребывали в городе на передовых позициях и не единожды выигрывали кубок и суперкубок Рязани. Держал свою высокую марку и Александр Жомин. Четырежды он признавался лучшим защитником традиционного турнира «Подснежник», в котором регулярно принимали участие не только сильнейшие областные клубы, но и команда мастеров.
Юрий МАТЫЦЫН