Открывшийся музейный центр вновь заставил говорить о Рязани как о городе парадоксов
Утром 14 августа в «Доме Салтыкова-Щедрина» открылся «Музейный центр имени Александра Солженицына». Это не описка, Рязань – город парадоксов. Памятник Павлову стоит на улице Ленина возле филармонии имени Есенина. Теперь музей Солженицына открыт в «Доме Салтыкова-Щедрина» все на той же улице Ленина. Координация значимых имен земляков друг с другом и Лениным феноменальна. А наступать на одни и те же грабли – занятие увлекательное, по себе знаю.
Несмотря на отсутствие большой рекламы, мероприятие собрало больше ста человек. Массово отметились и «высокие гости» – губернатор Николай Любимов, президент Фонда Солженицына и вдова писателя Наталья Солженицына, заместитель министра культуры Алла Манилова, член Совета Федерации Владимир Лукин, ряд других «непростых» граждан. И федеральные СМИ во главе с каналом «Россия» заехали снимать/писать.
После того как все желающие (а их пришлось «запускать» в несколько приемов) оказались-таки внутри и прослушали экскурсоводов, началась торжественная часть. Говорили в основном коротко.
Николай Любимов рассказал, что связывает Рязань и Солженицына, перечислил написанные им здесь произведения и свел литературу к истории региона: «Это музей истории Рязани, области и ее жителей, мы видим рязанцев глазами Солженицына, а его – глазами рязанцев».
Алла Манилова согласилась с губернатором: «Мы получили полноценный музей Рязанской области, музей истории литературы Рязани, музей гражданского подвига писателей XX века, которые прошли через трагедию».
Наталья Солженицына (к слову, очень моложавая женщина, совершенно не выглядящая на 80 лет) старательно перечислила всех причастных к созданию концепции музея и экспозиции, сказала добрые слова про уже существующий музей Солженицына в Солотче. Как и следовало ожидать, воодушевлением публика встретила ее слова, что Александр Исаевич считал себя законченным провинциалом, и вообще, станет ли наша страна цветущей – зависит не от столиц, а от провинции.
Владимир Лукин поведал, как в 1962 году познакомился с творчеством Солженицына, так и оставшимся для него «писателем из Рязани». И тоже предложил рязанцам гордиться своей судьбой: «Можно спорить о том, какой он писатель и общественный деятель, но этот человек, безусловно, повлиял на судьбу и эволюцию России, поэтому создание такого музея – событие для всей страны. Это будет один из знаков Рязани, имя Солженицына станет украшать ее, пока существуют российская культура и российская общественная жизнь».
Вышедший следом директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак прочел мини-лекцию о российских литературных музеях, в том числе писателей-современников, ушедших из жизни совсем недавно.
Мероприятие происходило в день официального старта II Форума древних городов, и его тоже поминали со сцены, объяснив, что открытие музея может считаться и открытием крупного международного фестиваля.
После торжественной части журналисты удалились всего лишь на десятиминутную пресс-конференцию, остальным предложили слушать такой же небольшой концерт артистов Рязанской филармонии. Затем «высокие гости» уединились подумать, каков у музея потенциал и как помочь ему стать объектом туризма. Прочие отправились на фуршет, перетекающий в массовый исход по своим делам.
Судя по разговорам в кулуарах, многих забавляет парадоксальное место нового музея. Лично я в свершившемся выборе между классиками XIX и XX века вижу нежелание чиновников нарываться лишний раз на острое перо великого сатирика – из Салтыкова-Щедрина умники раз за разом дергают подходящие цитаты, а щедринский Глупов во многом списан с Рязани. Солженицын тут куда безопасней – всегда можно сослаться, что личность неоднозначная, разноплановая и т.д. Тем более, Солженицын уже сейчас актуален далеко не весь. Например, «Архипелаг ГУЛАГ» занимает довольно скромное место в музее, хотя к Рязани вполне имеет отношение. И правильно: открылся именно литературный музей, а не «Ельцин-центр».
Когда число репрессированных завышается не в разы, а на порядки – многие начинают с иронией относиться к тому, что огромное количество людей в самом деле гибло и страдало безвинно.
На мой взгляд, самым разумным было бы сделать не Музейный центр имени Солженицына, а Музей литературы Рязани, где достойное место заняли бы еще Паустовский, Гайдар, Симонов, Можаев и другие писатели, не чужие нашему городу. Отчасти и это реализовано, но факультативно – как одна из аудиторий экспозиции. Акцент – именно на Солженицыне, внезапно подмявшем Салтыкова-Щедрина.
Анатолий Обыдёнкин