Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 15 августа 2019 г.
Футболист-нелюбитель с чемпионским прошлым
 Игорь Семенов – о спартаковских приключениях, лапландском трофее и тренерском триумфе

Цвета главной дружины региона в разные годы защищали игроки, оставившие заметный след в истории отечественного футбола. Были среди них чемпионы и обладатели кубка страны, участники европейский клубных турниров, победитель чемпионата мира среди юношей и даже олимпийский чемпион! А вот талант Игоря СЕМЕНОВА наиболее ярко раскрылся в мини-футболе, где он стал первым чемпионом СССР, принял участие во всех 11 матчах в истории сборных СССР и СНГ (забил семь мячей), а в составе российской дружины дебютировал на чемпионате мира 1992 года. Впоследствии, уже как тренер, стал многократным чемпионом мира среди полицейских. 

Затем был продолжительный судейский период, а в настоящее время бывший полузащитник рязанского «Спартака» инспектирует матчи чемпионата России по мини-футболу в Высшей лиге, не единожды бывал и в городе, где проходила его футбольная молодость. В один из своих последних приездов с удовольствием окунулся в те годы вместе со спортивным обозревателем «Новой».


Инспектор Игорь Семенов за работой

– Игорь Анатольевич, как начался ваш путь к признанию?

– Родился в Москве, воспитанник футбольной школы ЦСКА. Моим первым тренером был Алексей Гринин – капитан знаменитой «команды лейтенантов» ЦДКА. Он же спас, когда перед самым призывом в армию я поругался с руководством и меня собирались выслать в неизвестном направлении. Но тут вмешался Алексей Григорьевич, и меня отправили в Наро-Фоминск, в Кантемировскую дивизию. Попал в спортроту, благодаря чему продолжил играть в футбол.

– А как вы оказались в рязанском «Спартаке»?

– Чисто случайно: меня присмотрел тогдашний тренер команды Юрий Александрович Севидов. В 1980 году я получил приглашение в столичное «Торпедо» и успел провести несколько игр за дубль автозаводцев. Тогда же попал в сборную Москвы, в составе которой принял участие в турнире «Переправа». Но потом все же решил, чем в «Торпедо» скамейку протирать, лучше отправиться в Рязань. И в принципе нисколько не жалею, как все сложилось.

– В команду вы попали в 1981 году, когда у нее начался спад.

– Во второй лиге тогда как раз ввели лимит на возрастных футболистов, поэтому «Спартак» заметно омолодил свой состав, что сказалось на результатах. После Севидова команду должен был возглавить Вадим Никонов, все к этому шло, но неожиданно на тренерскую должность назначили Бориса Евгеньевича Яковлева. У нас с ним отношения как-то не сложились, я пробыл в Рязани еще полсезона и ушел. Потом получил приглашение в тольяттинское «Торпедо», где провел следующие три сезона.

– В 1984 году в матче на кубок РСФСР вы сполна отыгрались на своей бывшей команде.

– Было дело, забил рязанцам два гола, и мы одержали победу с крупным счетом 4:1.

– А что осталось в памяти из рязанского периода вашей карьеры?  

– Самые приятные воспоминания. За полтора года я здесь многое почерпнул в плане техники и тактики, что в дальнейшем очень пригодилось. А все потому, что учителя были хорошие, такие как бывший торпедовец Вадим Никонов и спартаковец Валерий Андреев. До сих пор вспоминаю свой гол в ворота калининградской «Балтики». Играли на ЦСК, темень несусветная, дождь льет, грязь. А тогда модно было делать искусственное положение вне игры, и когда гости выбегали к центру поля, я мяч прокинул себе вперед и побежал. Потом смотрю, вратарь выходит навстречу, да и лужи путь перекрыли, решился на удар и попал точно в дальний угол. 

– А почему вы так рано закончили с большим футболом?  

– После Тольятти один сезон провел в Орехово-Зуеве. В товарищеской игре полетели голеностоп и колено одновременно. Потом делали рентген, но как ни обследовали, так и не смогли установить, что у меня.

– После травмы решили переключиться на мини-футбол?

– Да, заявление написал и ушел в «КСМ-24» (комбинат строительных материалов). Я за эту команду еще в двенадцать лет начал выступать, и только выдавалось свободное время, приезжал и играл за нее на любом уровне. Потом решили сделать ставку на мини, начали потихоньку осваивать все нюансы, а тут как-то говорят: «Тебя в сборную приглашают». Думал, шутят так, а оказалось, на самом деле.

– Не поздновато решили сменить специализацию?

– Жена меня до сих пор подкалывает: «Выходила замуж за строителя, а ты футболистом на старости лет стал». В 32 года, когда изменения произошли, у меня в трудовой книжке появилась запись «футболист-нелюбитель». К тому времени в составе «КСМ-24» успел стать первым и, как потом выяснилось, последним чемпионом Советского Союза. Сначала мы были вторыми в первенстве столицы, затем в Днепропетровске заняли первое место в своей подгруппе, вышли в финал и в Кишиневе в упорной борьбе взяли «золото». Потом еще дважды становился серебряным призером уже чемпионата России и столько же бронзовым. За тридцать лет в мини прошел все, что только можно, поработал на всех должностях.

– Со своими партнерами вы стояли у истоков создания сборной страны. 

– Успел поиграть за сборную СССР, СНГ и России, всего получилось, по-моему, четырнадцать матчей и восемь забитых мячей. Особняком, конечно, стоит чемпионат мира в Гонконге. За выход из группы вели борьбу с американцами, но уступили им – 3:8. Тогда мы впервые столкнулись с такой схемой: они играли против нас ромбом, чем и застали врасплох. Мы просто не знали, как вскрыть их оборону, соперники все перекрывали, к тому же ребята были рослые, ноги длинные, все перехватывали.

– Наверно, можно сказать, что в мини-футболе вы нашли себя?

– Да, с удовольствием играл. Хотя поначалу было и немало сложностей, в первую очередь с трактовкой правил, которые в разных странах заметно отличались. В Голландии, например, если игрок брал мяч под подошву и шел спиной в сторону чужих ворот, и ты атакуешь его сзади, сразу назначался штрафной. Вот и приходилось для того, чтобы отобрать у него мяч, прежде обежать с другой стороны.

– Если не ошибаюсь, в вашей карьере был еще и финский период.

– Все верно, в 1993–94 годах два сезона я отыграл в Финляндии, но уже в большой футбол. Заканчивал в миньку, а на лето менял специализацию – процесс проходил абсолютно безболезненно. В то время стал чемпионом Лапландии. Кстати, в нашей команде выступало четверо российских футболистов, когда в других было не больше двух.

– А как приобщились к судейству?

– Когда еще выступал за сборную, мне как-то посчастливилось отсудить одну игру в Италии. Тогда свою форму мне дал наш известный арбитр Виктор Филиппов, а помощником был итальянец. Сразу по окончании той встречи Филиппов подошел ко мне и говорит: «Заканчивай играть». В общем, я еще семь лет посопротивлялся, а потом все же позвонил ему: «Виктор Иванович, сдаюсь». И после этого начал судить.

– Попутно вы еще и тренерской деятельностью занимались?

– Да, работал в системе МВД, потом были налоговая служба и наркоконтроль. Со своей командой выиграл несколько чемпионатов мира и олимпийские игры среди полицейских. В 2001 году в Болгарии впервые стали чемпионами, в 2002-м в Канаде победили на олимпиаде, после чего продолжили свою успешную серию.

– А сколько уже лет работаете инспектором?

– Три сезона. Когда в 2012-м закончил с судейством, то года на четыре просто выпал из обоймы. Устал от футбола: судейство, команда, работа, тренировки, постоянные разъезды. Ни выходных, ни отпусков, ничего не было: только футбол, футбол, футбол. В 2013 году подал рапорт и вышел в отставку, думал, отдохну. Но тут неожиданное решение принял мой сын, который изъявил желание стать арбитром, вот и мне пришлось возвращаться. Начали вместе, а сейчас сын судит матчи Высшей лиги, а я их инспектирую. Втянулся со временем, теперь стало полегче.

– Когда бываете в Рязани по служебной надобности, воспоминания не одолевают?

– Еще как! Бывает, что полночи заснуть не могу, пленка в голове крутится. Как в Солотче тренировались до седьмого пота, вспоминаю добрым словом своих бывших партнеров, особенно Сергея Пономарева и Игоря Коняева. Не забыл и то, как рязанскому «Спартаку» забил метров с тридцати со штрафного в дальнюю девятку. С этим ничего не поделаешь, футбольная жизнь она такая.
Юрий МАТЫЦИН