После расследования «Новой газеты» скандально известную клинику проверяет прокуратура
8 сентября по поручению прокуратуры Рязанской области представители сразу трех ведомств – областного Минздрава, Роспотребнадзора и прокуратуры Железнодорожного района нагрянули в расположенный в жилом доме №41 на улице профессора Никулина медицинский центр «Медэкспресс». Поводом для межведомственной проверки послужила наделавшая шуму публикация «Экспресс-недосмотры» в рязанской «Новой газете», вышедшая 18 августа с.г.
Напомним, расположенная буквально через дорогу от главного корпуса Рязанского медицинского университета платная клиника «Медэкспресс», несмотря на столь солидное соседство, получила широкую известность после инцидента с фальшивыми анализами на ВИЧ, гепатит и австралийский антиген. Месяц назад наша газета опубликовала неоспоримые доказательства того, как страдающему ВИЧ человеку был выдан пакет документов здорового пациента.
Что этому предшествовало
Несколько лет назад лечебницу уже штормило: скандал с фиктивными листами временной нетрудоспособности закончился жалобами на «медэкспрессовские» больничные засомневавшихся в их подлинности работодателей. И проверкой медцентра Фондом социального страхования.
Теперь за дело взялась прокуратура, в открытости и прозрачности действий которой сомневаться пока не приходится. Через две недели после публикации нашего расследования – областным надзорным ведомством была дана разнарядка в прокуратуру Железнодорожного района (на территории которого ведет свою деятельность по «оздоровлению» ВИЧ-инфицированных «Медэкспресс») проверить изложенные в статье факты с привлечением редакции «Новой».
8 сентября медицинский центр посетила комиссия в следующем составе:
заместитель прокурора Железнодорожного района Олег Косолапов,
старший помощник прокурора Ирина Илларионова,
начальник отдела лицензирования министерства здравоохранения Рязанской области Мария Караваева,
ведущий специалист санитарного отдела Роспотребнадзора Александра Вдовина,
главный редактор «Новой газеты» в Рязани Алексей Фролов.
Медицинский центр представляла его директор Галина Чеснакова – фактическая хозяйка (формально единственным учредителем ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» числится ее дочь Оксана Шипова) и ее немногочисленные сотрудники.
Надо ли говорить, что представителю «Новой газеты» в «Медэкспрессе» рады не были, и поначалу г-жа Чеснакова пыталась оспорить право главреда Фролова на участие в комиссионной проверке. Когда же проверяющие начали инспектировать кабинеты и лабораторию, постоянно предпринимались попытки саботировать замечания по существу. Однако нагнетаемая напряженная обстановка ничуть не помешала процессу.
Что показала проверка
Факты, изложенные в публикации «Экспресс-недосмотры», даже в ходе визуального осмотра помещений подтверждались один за другим.
Лаборатория. Одно окно, как мы и писали, оказалось фальшивым, другое – выходит не на улицу, а на лестницу в коридор.
Здесь мы будем ссылаться на документ с довольно длинным названием «СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – просто СанПиН).
Так вот, согласно этому документу, «помещения с постоянным пребыванием <...> персонала должны иметь естественное освещение» (пункт 7.1 СанПиН).
В лаборатории этого нет.
Кабинет дерматолога. «В жилых и общественных зданиях не допускается размещение ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным), за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога» (пункт 2.7 СанПиН).
Обращаем внимание на фразу «за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема». Но в прейскуранте значится целый перечень услуг, явно не консультативного характера, все они подпадают под категорию амбулаторно-диагностического лечебного приема (выделено нами, – ред.). Однако комиссии г-жа Чеснакова сказала: «Наши врачи-дерматологи ведут только консультативный прием». Как оказалось, это неправда. Прейскурант (являющийся неотъемлемой частью правоустанавливающих документов) и проходившие в «Медэкспрессе» лечение люди – свидетельствуют об обратном.
На этом поиски истины не закончились: в кабинете дерматолога во время проверки оказалась не врач Попова, фамилия которой указана на табличке на двери, а совсем другая женщина. Представившаяся проверяющим... врачом-дерматологом! Чеснакова объяснила это тем, что в медцентре трудоустроены два дерматолога.
Возможно, но разве вышеперечисленное – не нарушение требований лицензионного законодательства?
Участвовавшая в выездной проверке начальник отдела лицензирования регионального Минздрава Мария Караваева уже на следующий день, 9 сентября, отрапортовала министру здравоохранения Андрею Прилуцкому: нарушений в документах «Медэкспресса» не найдено. И отправилась в отпуск. Только при чем здесь одни только документы?! Недобросовестно исследованные (исследованные ли?) ВИЧ-пробы, видимо, не сильно беспокоят ведомство господина Прилуцкого.
Детский прием. Примечателен и одновременно возмутителен еще один факт. С 9 до 12 утра, как гласит бумажка на входе в «Медэкспресс», в центре ведется детский прием. Он действительно там велся во время визита проверяющих (педиатр у себя в кабинете осматривал мальчика), но это был единственный маленький пациент – остальную массу клиентов медцентра составляли курсирующие из кабинета в кабинет взрослые люди. Как пояснила проверяющая от Роспотребнадзора Александра Вдовина, в таких случаях потоки взрослых и детей должны не пересекаться. Мальчик с мамой прошел в центр, как положено, через отдельный детский вход. Но попасть в кабинет других врачей (того же расположенного по-соседству с педиатром врача-дерматолога) или в отделение дневного стационара взрослым на практике невозможно, чтобы не пересечься с «детством». А это запрещено. Г-жа Вдовина из Роспотребнадзора это знает, но почему-то не разглядела нарушения в том, что дети со взрослыми одновременно пребывают в одном помещении.
Чем характерен ритм необходимых для трудоустройства в отдельные сферы профосмотров? Сдать анализы, за один день пройти всех врачей и еще – успеть на работу. В платных лечебницах, как правило, нет очередей, работодатели охотно заключают с ними договоры. Но добросовестное отношение к делу, видимо, удел избранных.
Все проверяющие в прошлый четверг своими глазами увидели: в «Медэкспрессе» проходящим профосмотры взрослым пациентам невозможно попасть к врачу-дерматологу так, чтобы не пересечься с так называемым детским потоком.
Двоякая позиция ведущего специалиста санитарного отдела Роспотребнадзора вскоре нашла свое объяснение. По информации наших источников в страховом бизнесе, дочь проверяющей Вдовиной (Роспотребнадзор) одно время работала в рязанском отделении компании РОСНО под началом уже известной всему городу Галины Чеснаковой, ранее возглавлявшей региональный филиал одновременно с «Медэкспрессом».
Врач-нарколог. «ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается размещать в жилых зданиях», гласит пункт 2.8 СанПиН. Смотрим опубликованный на сайте прейскурант на услуги нарколога – и что же мы видим?
Изложенные в статье факты – лишь малая (уже подтвержденная) часть злоупотреблений, зафиксированных компетентной комиссией. Манипуляции с анализами на ВИЧ еще ждут правовой оценки. Но их тщательное замалчивание, похоже, выгодно рязанским чиновникам от медицины.
Отдел расследований рязанского бюро «Новой»