Жители Рязани требуют от губернатора обеспечить законное право на чистый воздух
Над Рязанью по-прежнему витает отвратительный запах. Всевозможные «-надзоры» вторую неделю ищут источник и якобы его находят. Но амбре никуда не исчезает.
Вторую неделю рязанцы массово жалуются на навозный запах и, как следствие, першение в горле, тошноту, резь в глазах. В большинстве районов города стало невозможным проветрить помещение. По свидетельству врачей скорой помощи, участилось количество вызовов.
Соответствующими сообщениями забита лента комментариев на странице губернатора Рязанской области в социальной сети «ВКонтакте». Губернатор не отвечает, хотя и знает о проблеме: запах дерьма ощущается не только в традиционно неблагополучных микрорайонах – Песочне и Кальном, но и в центре Рязани на улице Полонского, где расположена резиденция главы региона.
Сказка об удобрениях
Все началось в понедельник, 5 октября. Зловоние, напоминающее запах навоза, накрыло почти всю Рязань. Отравленный воздух чувствовался даже в Московском районе, который роза ветров обычно оберегает от атмосферных нечистот Южного и Восточного промузлов города. В управлении по делам ГО и ЧС г. Рязани возмущенным горожанам так и объясняли: пахнет навозом, которым удобряют поля пригородных хозяйств около Вышгорода и Листвянки. Но где это видано, чтобы несколько десятков тонн удобрений так воняли?
О том, что в возглавляемом Сергеем Звездочкиным муниципальном казенном учреждении людям бессовестно врут, убедились журналисты информагентства RZN.info.
7 октября, когда вонь только усилилась, они пообщались с руководителем СПК «Вышгородский» Николаем Митрохиным. Тот заявил: в его хозяйстве в настоящее время никаких работ с органическими удобрениями не проводят.
Молчание властей всех уровней (смороженная ГО и ЧС глупость не в счет) продолжалось вплоть до пятницы, 9 октября. В этот день министерство природопользования Рязанской области наконец-то разродилось «новостью», что еще во вторник, 6 октября, стационарным постом наблюдения за атмосферным воздухом в Дашково-Песочне были выявлены превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода. Максимальное превышение (в 20 раз!) зафиксировано в 21:40 и в районе Турлатова. Именно там находятся очистные сооружения Рязанской нефтеперерабатывающей компании (РНПК).
Аромат федерального значения
За сутки 8 октября на стационарных постах показатели загрязнения атмосферного воздуха по сероводороду в Дашково-Песочне также находились около пороговых значений, но в 23:00 уровень ядовитого вещества составил уже 1,07 от допустимого. Зато в Турлатове передвижная лаборатория Минприроды восемью часами ранее выявила превышение уровня сероводорода почти в 11 раз.
Странное дело: воняет дерьмом и канализацией (во всем городе), а зашкаливает сероводород (точечно). Жители центра Рязани и примыкающих к Южному и Восточному промузлам микрорайонам уже научились отличать сероводородное нефтезаводское амбре. Кстати, при определенной консистенции в воздухе сероводород может вообще не пахнуть, но раздражать слизистую и вызывать тошноту, с чем в последние годы рязанцы сталкиваются все чаще.
«На территории, где проводились замеры, осуществляют хозяйственную деятельность предприятия, подлежащие федеральному экологическому надзору, в связи с чем полученная информация о превышениях была направлена в Росприроднадзор по Рязанской области, Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру, Роспотребнадзор по Рязанской области и администрацию г. Рязани, согласно действующему Порядку взаимодействия при расследовании случаев загрязнения атмосферного воздуха на территории города Рязани», – говорится в сообщении Минприродопользования.
В переводе на русский, региональное Минприроды установило источник загрязнения воздуха, но не сообщило его, потому что он федерального подчинения. Что это в итоге за источник? И что это за министерство, скрывающее от жителей Рязани общественно важную информацию?
Лыбедский след
В управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Рязанской области в понедельник, 12 октября, сообщили корреспонденту «Новой», что источник загрязнения пока не установлен. Но это не помешало сотрудникам ведомства уже 9 октября начать внеплановую проверку на рязанском нефтезаводе. Задержка с ее проведением, как мы выяснили, была вызвана требованием Федерального закона № 294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», регламентирующим проведение внеплановых проверок. Проводить их возможно лишь после согласования с прокуратурой. Как только добро надзорного ведомства было получено, в пятницу Росприроднадзор совместно с прокуратурой зашли на РНПК с проверкой.
Во вторник, 13 октября, состоялось онлайн-совещание по вопросам охраны атмосферного воздуха в Рязани с участием представителей власти, крупных промпредприятий – предполагаемых загрязнителей и надзорных ведомств. Модерировал ВКС (видеоконференцсвязь, – ред.) зампред областного правительства Дмитрий Филиппов.
Старший помощник природоохранного прокурора Ирина Артюшатская: «На основании сведений о конкретных загрязнителях направляли лабораторию Минприроды и к заводу «Технофлекс», и к «Техно», и на площадки накопления Окской птицефабрики. Исследовали и анализировали. Результаты лабораторных исследований помогали Росприроднадзору подготовить заявку на согласование в Волжскую прокуратуру внеплановой выездной проверки завода РНПК, поскольку результаты лабораторных исследований указывают на этот источник выбросов, там концентрация наиболее высокая».
Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Рязанской области Виктор Барабаш озвучил весьма оригинальную версию появления запаха: «Давным-давно не было зафиксировано [превышений] в центре города, а сейчас появились запахи. У нас ремонтируется мост на Ленина, Лыбедь идет в трубах. Не зацепили старую речку? Мы не знаем, что там происходит внутри этих труб».
И добавил, что управление после получения данных от Минприроды Рязанской области, Роспотребнадзора согласовало проверку нефтезавода.
«В настоящий момент мы ждем лабораторию из другого округа, не из ЦФО. Потому что у нашей лаборатории есть договорные отношения с нефтезаводом», – сказал Барабаш. По его словам, проверка продлится до 6 ноября.
Нефтяники чисты?
Правда, пока РНПК – единственное предприятие из двух десятков опасных производств, которое собираются инспектировать. Действительно, не Окскую же птицефабрику проверять? Хотя для нее не дающий покоя рязанцам запах куда более характерен. И южное относительно Рязани направление ветра совпадает.
Максимальный срок проверки двадцать дней, она может растянуться до ноября. Но нефтяники уже сейчас отрицают наличие превышения ПДК загрязняющих веществ в атмосфере. Говорят, сами замеряют и на территории завода, и на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Тем более что основное производство нефтезавода сейчас находится на плановом ремонте, технологические мощности задействованы не более чем наполовину.
– Экологическая лаборатория РНПК и привлеченная лаборатория Росгидромета по Рязанской области с 7 по 11 октября провели более 400 анализов по основным показателям состояния атмосферного воздуха. В результате превышения ПДК не зафиксировано. Предприятие работает в штатном технологическом режиме, – сказали «Новой» на предприятии.
Бывший сотрудник РНПК в разговоре с корреспондентом «Новой» рассказал, что выбросы нефтезавода обычно не имеют «навозного» запаха. Один из читателей предположил, что это изопропиленбензол.
Тем временем, рязанцы продолжают жаловаться губернатору Любимову на отравленный в Рязани воздух:
«Во всех соцсетях люди не просто просят, а кричат о помощи! Город задыхается! Взрослые, дети, старики сидят взаперти, чтобы хоть как-то оградить себя от этой вони»
«Николай Викторович, когда будет объявлен режим ЧС? Когда прокомментируете многократные превышения загрязняющих веществ?..»
Справка «Новой»
Исторически сложилось так, что в структуру (РНПК) входят очистные сооружения, фильтрующие все городские стоки. Это так называемый 20-й цех нефтезавода, занимающийся механической и биологической очисткой, расположенный близ деревни Турлатово. Оборудование там современное, фильтрация производится ультрафиолетом. Однако мощности этого цеха не хватает, так как стекающиеся сюда со всей Рязани потоки жидких отходов с каждым годом растут. Как и концентрация в них вредных веществ. Сточные воды самого нефтезавода по разным оценкам составляют от 20 до 30% от общего объема перерабатываемой здесь и сливающейся в реку Листвянку жидкости. Остальные 80 процентов – это относительно безвредная городская канализация плюс стоки рязанского кожзавода и еще нескольких десятков крупных предприятий разной степени опасности. Все юридические лица, безусловно, платят РНПК по тарифу за очистку стоков, в зависимости от объемов. Но далеко не все соблюдают нормативы по предельно допустимой концентрации в этих стоках вредных веществ. В итоге разрушается городской коллектор, вытекающие из пробоин ядовитые нечистоты вымывают грунт. Как следствие, рушится асфальт на дорогах и периодически проваливаются под землю машины.
Для нормальной работы с городскими стоками, по мнению специалистов, необходимо построить еще, как минимум, три очистные станции.
Павел ГРЕСЬ, Алексей ФРОЛОВ