Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 15 ноября 2018 г.
Куклы и кукловоды
 Вокруг фигуры нового мэра областного центра плетется сразу несколько интриг

Судя по всему, конкурс на замещение должности главы администрации Рязани будет объявлен в самое ближайшее время. Но сами жители города не смогут повлиять на данный процесс. В период ковалевского развала региональной системы управления исчезли выборы глав городов и районов области. И теперь главу администрации Рязани будут назначать депутаты городской Думы. Свое влияние на данный процесс постараются оказать не только рязанские, но и федеральные кукловоды. Кто из них одержит победу и наберет необходимое количество депутатских голосов – будет известно уже скоро.



Глава китайской сборки

Почти всю прошедшую неделю Николая Любимова не было в Рязани. Да что там Рязань, его и в России-то не было. Не успела городская Дума внести изменения в Положение о конкурсе на должность главы администрации города, что якобы дает возможность этот самый конкурс проводить, как губернатор сразу же исчез. Сперва несколько дней о причинах отсутствия все только гадали, но потом стало известно о его местонахождении. Проявился он в Шанхае, где уже несколько дней находился на Китайской ярмарке – выставке импортных товаров China International Import Expo 2018. Являясь там единственным российским губернатором, он посвятил данной ярмарке достаточно долгое время.

Объяснить это необходимостью лично презентовать какие-либо изделия рязанской промышленности, прорывающиеся на китайский потребительский рынок, получилось бы с очень большим натягом. И тогда в кругу местных конспирологов начали увязывать поездку с предстоящим выбором градоначальника. Рязанцы стали обмениваться информацией о том, что где-то на Дальнем Востоке России уже стали избираться мэрами поселений этнические китайцы. И жители не могут нарадоваться таким начальникам. Как минимум потому, что они не пьют постоянно и имеют возможность заниматься своими основными обязанностями. Прослышав о слабостях Сергея Карабасова, стали звучать глубокомысленные утверждения о том, что губернатор лично поехал в Китай на поиски непьющего мэра для Рязани. С одной стороны, версия не выглядит совсем беспочвенной. Но, понаблюдав за кадровой политикой Николая Любимова в период его нахождения рязанской земле, мы склонны не согласиться с ней.

Билет в первый ряд

Обычно к зрелому возрасту у любого человека формируются определенные привычки и сложившиеся правила поведения. Проявляется это не только в бытовых предпочтениях, но и в совершаемых действиях. И кадровая политика человека, определяющая его отношения к различным типам людей, относится к этой же категории. В бытность губернаторства Вячеслава Любимова для кадрового роста в области необходимо было быть членом КПРФ. Затем, при Георгии Шпаке наличие тельняшки и голубого берета сильно упрощало перспективы карьерного роста. При Олеге Ковалеве основополагающим принципом продвижения любого чиновника являлась гарантия того, что он не сможет в случае чего претендовать на губернаторское кресло. Так возрастной губернатор пытался обезопасить себя от заслуженной отставки. Рассчитывая на то, что его сохранят на должности по принципу: «А на кого его менять? Остальные еще слабее». К слову, задумка сработала, но не до конца. Замену губернатору в стенах областного правительства не нашли. Пришлось присылать извне. Николай Любимов не является исключением, и произведенные им кадровые назначения уже позволяют выявить закономерности. И как следствие – обнаружить те кадровые лифты, которые возносят вверх по карьерной лестнице чиновников в его окружении. И китайское гражданство пока еще никому не помогло в этом деле.

Наиболее перспективной составляющей для кадрового роста в Рязани сейчас является либо калужская
прописка, либо занятие «бережливым производством». Если же оба данных компонента сойдутся в одном человеке, то нет для него предела в рязанской бюрократической иерархии. Это доказали все последние назначения в регионе. Начиная от заместителя председателя правительства и Председателя областной счетной палаты и кончая заместителем министра здравоохранения. Которому не посчастливилось пожить в Калуге, но он проявил себя в главном направлении рязанского развития – в бережливом производстве.

Будем справедливы, со временем первоначальная эйфория от прихода на нашу землю нового губернатора сохранилась далеко не у всех. Самые рьяные почитатели, возлагавшие изначально завышенные надежды и ожидания по поводу ухода Олега Ковалева, куда-то запропастились. Ликование местами сменилось на уныние и разочарование. И причина не только в самом Николае Любимове, но и в том, что масса набивших оскомину чиновников ковалевской команды по-прежнему занимают ключевые посты в областном правительстве. А если и уходят оттуда, то, как будто в насмешку над раздосадованными жителями – на новые высокооплачиваемые должности. Пример двух самый аллергенных замов Ковалева – Филимонова и Самохина тому подтверждение.

От Раисы до Оксаны

Злые языки начали даже сравнивать сегодняшний рязанский исторический этап с российской «перестройкой» 1980-х годов. Когда на смену дряхлому Константину Черненко пришел сравнительно молодой Михаил Горбачев. Генсек умел красиво говорить без бумажки, обещал золотые горы и изначально воспринимался подарком свыше. Любители данной исторической аналогии даже приводят в качестве аргументов схожесть вовлечения в процесс управления членов семьи руководителей. Но мы не поддерживаем тех, кто за глаза стал именовать Оксану Любимову «Раисой Максимовной».

Напрасно это. Да, какая-то аналогия просматриваться может, но супруга рязанского губернатора давно вышла из тени своего сановного мужа. Оксана Владимировна не останавливалась в своем развитии и самосовершенствовании. Помимо калужского педагогического университета, в период работы в отделе логистики калужского завода по производству грузовиков Volvo, она прошла обучение на двухнедельных курсах по внедрению бережливого производства. И стала полноправным экспертом в данном вопросе. А затем – и генеральным директором организации «Центр бережливого производства Рязанской области».

Так совпало, что губернатор Николай Любимов объявил 2018-й год Годом бережливого производства. Случайно звезды легли так, что именно эта сфера стала темой года в нашей области. Что ни говори – судьба благоволит к новой нашей землячке. Такого не снилось Раисе Горбачевой, которая никогда бы не посмела даже помыслить о том, чтобы возглавить официальную российскую делегацию при визите куда-либо. Тем больше гордости ощущается за Оксану Владимировну, возглавившую правительственную делегацию Рязанской области, отправившуюся в Нижегородскую область, чтобы изучить их опыт внедрения бережливых технологий. При этом нельзя не отметить и скромность четы Любимовых. Ведь про данный визит все узнали на сайте губернатора. Но не Рязанской области, а Нижегородской. Так что в отличие от разведенного Олега Ковалева, в феврале 2017-го года наш регион получил аж двух профессионалов. И сфера бережливого производства уже воплощает карьерные лифты в рязанском административном аппарате.

Отбросив ханжество, можно задаться простым вопросом: а почему кандидатура бывшего начальника Оксаны Любимовой по работе на калужском заводе Volvo Романа Петряева хуже других? Например, того же Павла Пущина, которого кто-то облеченный федеральной властью изначально упорно пытался продвигать на ту же должность. На пост заместителя председателя правительства Рязанской области по экономике и финансам. Будем объективны – ничем. Петряев хоть имеет какой-то опыт выпуска автомобилей Volvo. Не каждый рязанец на них катался, но многие их видели. Едут себе и не сразу рассыпаются на первой же кочке. А вот на поиски каких-то успехов в предыдущей работе Пущина мы потратили достаточно времени. Старались быть объективными и привести найденное для сравнения. Но ничего найти не удалось. За свою недолгую трудовую деятельность молодой чиновник сменил только официально четырнадцать мест работы. Можно догадываться о том, что этот список не окончательный, глядя на ряд пробелов в его биографии. Получается, что долго он не мог удержаться ни на одном месте, да и успехами особенно похвастаться не получалось. Может быть, лучше автомобилист Петряев, который хоть бережливое производство освоил и газ с тормозом различать научился в курсантские годы. Хотя и в отношении него имеется масса сомнений.

Не только мы пытались изучить жизненный путь Павла Пущина, раз кресло главного экономиста региона сейчас занимает другой человек. Что-то неведомое манит данного чиновника в Рязань. И при появлении вакансии главы администрации города вновь замаячила на горизонте его кандидатура. Тут либо ментальная тяга к есенинским местам, либо стремление его покровителей взять какие-то рязанские процессы под личный контроль. И вряд ли это касается уровня и качества жизни жителей города.

Можем предположить, что в данном конкурсе попытается принять участие не только Пущин, да и вообще активность претендентов будет выше обычной. И заслуга в этом целиком и полностью принадлежит Сергею Карабасову. Еще несколько дней назад ни один эксперт не рассматривал возможность победы и.о. мэра, а вероятность его участия в конкурсе оценивалась на уровне статистической погрешности. Но на прошедшей неделе стало известно о том, что городских чиновников
озадачили подготовкой пакета документов для участия шефа в конкурсе. Это событие стало переломным моментом в данном процессе. 
Любой умный человек всегда склонен ставить высокую планку самооценки. Вследствие чего видит собственное несовершенство, чем и отличается от человека небольшого ума. Парадокс заключается в том, что люди много знающие, опытные и талантливые из-за своей скромности склонны принижать и недооценивать себя и свои возможности. В силу этого многие успешные рязанские управленцы все же не считали себя достаточно профессиональными, чтоб возглавить полумиллионный город. Пока СМИ обнародовали намерение только Игоря Трубицына возглавить Рязань. Не исключено, что этот пример будет не единственным. Поговаривают, что своего кандидата в мэры готовят на конкурс и рязанские общественники. Кто это будет – пока интрига...

Тем временем

Андрей Ярин, курирующий губернаторов и внутреннюю политику в администрации президента, едва не пал жертвой публичных интриг. Руководитель АП Антон Вайно объявил ему взыскание, известное у чиновников и военных как НСС – неполное служебное соответствие. Наказание могло стать следствием затянувшегося конфликта Ярина со своим непосредственным начальником, замруководителя АП Сергеем Кириенко и обнародованием в СМИ аудиозаписей шантажа главы Серпуховского района Подмосковья Шестуна, якобы сделанных в кабинете Ярина.

Источники, знакомые с ситуацией, с именем Ярина связывают и недавнюю проверку администрацией президента деятельности рязанского вице-губернатора. Поводом к ней послужила коллективная жалоба на Игоря Грекова более чем двадцати недовольных представителей рязанского бизнеса – преимущественно из строительной и сферы снабжения лечебных учреждений. Вывод комиссии оказался неутешительным для инициаторов скандала: факты не подтвердились.

С Рязанской областью г-н Ярин знаком не по наслышке, в 2004–2005 годах он возглавлял областное правительство, считаясь представителем интересов Михаила Бабича, но после того, как губернатор Георгий Шпак «десантировал» на коллегу увесистый деревянный стул, ушел на больничный и покинул регион. Креатурой Ярина с высокой долей вероятности является г-н Пущин, активно внедряемый в высшие эшелоны рязанской бюрократической элиты. За плечами обоих – госслужба в северокавказских регионах. Однако в связи с недавними провалами начальник управления внутренней политики «внедрение» может свернуть. 
Отдел политики