Как рязанский фотохудожник Сергей Савин осуществил свою черно-белую мечту
Два года назад в Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, д. 79) прошла выставка фотохудожника Сергея Савина «Осенних листьев витражи». На ней в интервью Сергей признался, что задумал организовать экспозицию черно-белых снимков, где будут представлены портреты, городские зарисовки и натюрморты. И вот он осуществил свою мечту. Сейчас в том же музее открылась пятая персональная выставка фотохудожника под названием «Жизнь», на презентации которой я немного побеседовал с автором.
– Я знаю вас как фотохудожника, работающего в цвете. Почему на нынешней выставке представлены черно-белые работы?
– Эта выставка для меня стала долгожданной. Я начинал свое обучение с черно-белой фотографии. Она, не умаляя цветной, более лаконична. Цвет иногда перегружает, но черно-белый тон делает больший акцент. Приведу такой факт. В середине двадцатого века было сложно напечатать цветной снимок. И тогда существовали отдельные фотографы, снимавшие в данном жанре. То теперь уже сложно работать с черно-белой пленкой из-за того, что пришло время цифровой техники. Такой парадокс.
– На ваших прошлых выставках преобладали пейзажи и снимки в жанре макросъемки. На этой мы видим много портретов. Почему?
– Представленные портреты можно объединить в цикл «Дорогие лица», несмотря на то, что среди них есть практически незнакомые люди, которые легко пошли на контакт. Они специально не позировали, поскольку это весьма трудно. Просто возникла некая симпатия между фотографом и моделью. Есть портреты и самых близких людей – жены и дочери. Они оказались самыми сложными, потому что раскрепостить их и поймать в подобные моменты достаточно проблематично. Поэтому такие портреты еще более дороги. Когда я учился, портретное искусство стояло на первом месте. Затем, работая в фотоателье, я постоянно общался с людьми и имел дело с портретами. По этим причинам портрет для меня значим.
– В последнее десятилетие многие стали записными фотографами из-за кажущейся простоты съемки цифровыми фотоаппаратами. Что вы можете сказать подобным фотографам или посоветовать им?
– Во-первых, покупая фотоаппарат, нужно определиться, что хочешь фотографировать. Например, я сменил несколько цифровых фотоаппаратов, перейдя на них с пленочных. Один из них требовал слишком много освещения, другой был намного мощнее. А до этого я очень долго снимал на обычный «Зенит». Потом, когда покупаешь навороченную «цифру», то думаешь, что теперь станешь божественно снимать. Но происходит своеобразный «эффект пинка». В тот момент, когда приходишь на съемку и понимаешь, что ничего сверхъестественного не происходит. И причина здесь кроется в собственном «я». И от осознания того, что ты хочешь снимать и как, фотоаппарат и начинает выполнять свою функцию. Как в случае с необъезженной лошадью, на которой никуда не уедешь. Нужно любить фотоаппарат и знать.
– Большинство современных фотографов прибегают к обработке снимков в программе «Фотошоп». Вы тоже?
– Изначально фотография предполагала какую-либо обработку. Кто-то говорит, что применение «Фотошопа» неприемлемо. Однако ретушь в снимках или удаление ненужных деталей следует производить. К этому я иногда прибегаю. Но полностью обрабатывать снимок в программе не вижу смысла. «Фотошопом» я особо не владею, поэтому пользуюсь им минимально. Могу, например, перевести снимок в черно-белый формат, что-то затенить либо сделать маску.
Справка «Новой»
Сергей САВИН родился в Чучковском районе Рязанской области. Увлекся фотографией, будучи школьником. Окончил Калужский учебно-производственный комбинат службы быта по специальности «фотограф широкого профиля». Несколько лет работал в фотоателье города Обнинска и внештатным фотокорреспондентом в обнинской газете «Вперед». Параллельно обучался на факультете фотоискусства в московском Заочном народном университете искусств.
Выставка продлится до 10 декабря. График работы музея: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходной – воскресенье. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.
Георгий ТИТОВ