Перспективный рязанский вратарь попал в сборную России и в клуб Премьер-лиги
Если рязанская школа футбольных вратарей и существует, то разве что в исторических подборках. Хотя некая преемственность поколений, несомненно, прослеживается, о чем можно судить хотя бы по немалому количеству примеров. В разные периоды времени сразу несколько наших земляков оставили свой след в элитном дивизионе чемпионата страны: Вячеслав Егоров выступал за «Труд» (Воронеж) и «Спартак» (Москва), Николай Саморуков входил в заявку луганской «Зари», Сергей Правкин отметился в ярославском «Шиннике». А летом минувшего года эту яркую когорту пополнил перешедший в грозненский «Терек» голкипер Евгений КОБОЗЕВ, на сегодняшний день – главная надежда всего рязанского футбола.
– Евгений, 2013 год, наверное, стал одним из самых успешных в твоей карьере, ведь он принес с собой немало знаменательных событий?
– Даже не знаю, можно ли назвать его лучшим, ведь оказался он далеко неоднозначным. Начинал его я еще игроком ФК «Уфа», а по окончании сезона-2012/2013 состоялся мой переход в грозненский «Терек». Но, к превеликому сожалению, там я пока не играю, поэтому не могу сказать, что добился всего, чего хотел. Скорее, это пока лишь шажок к исполнению моей детской мечты – играть в элитном дивизионе и в составе национальной сборной страны. Когда мне поступило предложение из клуба Премьер-лиги, изначально сомневался, принять его или нет, ведь в амбициозной «Уфе» был основным вратарем, да и в ФНЛ на хорошем счету, а это достаточно серьезный уровень.
– И все-таки красочная обертка под названием Премьер-лига перетянула?
– Просто я считаю, что нужно обязательно следовать намеченным целям, как уж там сложится, это время покажет, а пока молодой – пробовать надо обязательно. Тем более что у меня мечта играть на уровне Премьер-лиги, а не ФНЛ. По жизни я максималист, так что стараюсь покорять самые серьезные вершины.
– Исходя из этого, можно сказать, что какая-то часть твоей мечты уже осуществилась, ведь в минувшем году ты не только получил приглашение в российскую элиту, но и за сборную России сыграл, пусть пока и студенческую.
– Такой серьезный турнир каr Универсиада обязательно останется в памяти на всю жизнь. Жаль, конечно, что вернулись без медалей, но, думаю, подарили любителям футбола немало приятных эмоций. Начиная с плей-офф, на наших играх был полный стадион, да и на групповом этапе ажиотаж вокруг нашей команды был приличный. Было очень приятно, что за нас так болеют, соответственно, подводить было нельзя.
Но в матче за «бронзу» мы уступили японцам, которые имели в составе немало профессионалов и своей скоростной, технически зрелой игрой оставили самое приятное впечатление. Нам же где-то не хватило времени на подготовку, уверенности в реализации моментов (в первую очередь, это касалось полуфинала с англичанами), а также банального везения.
– Приглашение в студенческую сборную страны стало для тебя сюрпризом или ты был готов к подобному развитию событий?
– Можно сказать, что я довольно долго шел к этому. Еще раньше надеялся попасть в молодежную сборную: у меня было два вызова, съездил на Кубок Содружества, но сыграть возможности так и не представилось. После этого про- должал упорно работать, однако на чемпионат Европы так и не попал . Можно сказать, что приглашение в студенческую команду стало некой компенсацией, а, кроме того, в какой-то степени позволило удовлетворить мои амбиции именно в этом возрасте.
– До перехода в «Терек» ты постоянно был первым номером, а сейчас приходится довольствоваться вторыми ролями…
– Ну, основным вратарем я тоже был не везде. Когда произошла трагедия с «Торпедо», которое неожиданно скатилось до уровня КФК, я перешел в «Торпедо-ЗИЛ», где поначалу также находился в роли запасного.
Потом пришел новый тренер Андрей Антанасович Канчельскис, и нужно было доказывать ему, что я даже в этом возрасте могу быть первым, и со мной можно решать серьезные задачи. Думаю, сделать мне это удалось, раз он потом позвал меня с собой в ФК «Уфа». Новый клуб привлек в первую очередь своими амбициозными планами, но получилось так, что задачу на сезон мы в итоге не выполнили, что стоило Канчельскису рабочего места. Однако в ФНЛ все же попали, пусть и со второго места.
– В том сезоне 2011/2012 годов тебе покорился уникальный вратарский рекорд – «сухая» серия составила более тысячи минут игрового времени. Просто потрясающий результат!
– Но ведь это не только от меня зависело. Где-то просто везло, где-то я надежно играл, где-то защитники помогали, опять же работа тренера сыграла свою значительную роль, в сумме так сложилось, что мы, если не ошибаюсь, не пропускали одиннадцать матчей подряд. По итогам первого круга нам обязательно нужно было попасть в тройку, ведь на кону стояли неплохие премиальные. Для этого в заключительном матче нужно было обыграть «Челябинск», но что-то пошло не так, опять же судья, как нам показалось, назначил в наши ворота спорный пенальти. После этого большими силами мы побежали отыгрываться и получили еще два гола.
– Да, футбол никакой логике не подвластен.
– Действительно, порой такое случается, что придумать просто невозможно. Перед матчем с ФК «Химки» в августе 2012 года мы находились в гостинице. За час до игры собрались и не спеша отправились на стадион, до которого было минут пять ходьбы. И надо же было такому произойти, что сразу шестеро игроков «Уфы», пятеро – из основного состава, застряли в лифте. И хотя руководство клуба, узнав об этом, сразу же напрягло все необходимые службы, высвободить нас удалось лишь через 35 минут, а на разминку мы и вовсе вышли менее чем за 15 минут до начала встречи. И хотя все эти потрясения не лучшим образом сказались на нашей игре, успех сопутствовал нам – 3:2, а решающий гол был забит уже на последней минуте.
– Евгений, поведай, как у простого рязанского парня появилась мечта стать вратарем сборной страны?
– Я не могу сказать, что произошло это в какой-то конкретный день, все шло последовательно. Начать необходимо с того, что в футбол я вообще случайно попал. В свое время мой отец был хоккейным вратарем, играл за команду радиозавода, и потом он мне как-то признался, что если бы были условия, отдал бы меня именно в хоккей, но Ледовый дворец тогда еще не построили. А я был довольно активным ребенком, дома не сидел, успел уже и борьбой позаниматься, и баскетболом, когда в десятилетнем возрасте, как водится, за компанию с друзьями отправился на «Электрон» записываться в футбольную секцию.
– Выходит, что вратарем ты стал все же по наследству?
– Возможно, гены и сыграли какую-то свою роль, но началось всё именно с дворовых баталий. Я частенько играл в футбол с друзьями старшего брата, и как самого молодого в ворота постоянно ставили именно меня. А когда пришел в секцию, там также в ворота вставать никто не хотел, ну, я и проявил инициативу. Видимо, что-то начало получаться, раз мой первый тренер Вячеслав Петрович Казаков стал приглашать меня на игры, которые проходили по воскресеньям. В дальнейшем свою роль сыграло приглашение в футбольную школу «Торпедо», где я занимался у Петра Ивановича Семшова. А до этого, в тринадцатилетнем возрасте, успел побывать на просмотре в ЦСКА, но туда не подошел, сказали, что ростом маловат. Не знаю, может, мой организм обиделся на эти слова, но уже в следующем году я подрос сразу на восемь сантиметров.
– Евгений, все мы с нетерпением ожидали твоего дебюта в Премьер-лиге, и ситуация вроде бы складывалась неплохо, но, нередко попадая в заявку на матчи, на поле ты так ни разу не появился…
– Да, жаль, конечно, что в «Тереке» я пока выступаю лишь за молодежную команду. Но я нисколько не сомневаюсь, что шанс проявить себя мне еще обязательно представится. Сейчас у нас будет несколько учебно-тренировочных сборов, и я приложу максимум усилий для того, чтобы доказать тренерскому штабу, что я ни в чем не уступаю своим коллегам по амплуа.
– У тебя уже были такие матчи в карьере, когда получалось буквально всё?
– Даже не знаю. В предыдущем сезоне неплохо сыграл в Хабаровске, опять же хорошие матчи получились с «Химками» и со «Спартаком» из Нальчика, когда дебютировал в ФНЛ. А вообще, надеюсь, что самые главные матчи у меня еще впереди.
Юрий МАТЫЦИН