Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 16 февраля 2017 г.
Февральская эволюция
 Почему Олега Ковалева можно считать наименее эффективным рязанским губернатором и при чем здесь его команда

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Нет, так говорил Ульянов (Ленин) 25 октября (7 ноября) 1917г. на заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. На Рязанщине же 14-15 февраля произошла эволюция, о необходимости которой говорилось давно и на всех уровнях. 

Отличие этих терминов в том, что революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности, а эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.



Николай Любимов

В нашем случае – на место вымирающего вида «самых возрастных» губернаторов, тормозящих развитие в силу личностных особенностей, пришел «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» с прекрасным бэкграундом и послужным списком. 

Почему нельзя назвать произошедшие преобразования революционными? 

Николай Любимов – по всем позициям полный антипод Олега Ковалева. Причем всегда сравнение идет не в пользу экс-губернатора. Ответ лежит на поверхности. Очевидно, что Ковалева попросили уйти не в силу экономического провала – в кризисный период его оценить трудно, учитывая огромную закредитованность областного бюджета. Учителя и врачи на забастовки не выходили из-за задержек зарплат, дома зимой не отключались от отопления, общественный транспорт ходил. То есть явных признаков экономического коллапса не было заметно. Вопрос о том, что за все это придется расплачиваться еще не одно десятилетие, возвращая взятые кредиты и проценты по ним в ущерб бюджету – оставим пока за скобками.

Если причиной «вымирания видов» стала не экономика, то политология и социология. Исследователи давно зафиксировали факт того, что Олег Иванович стал мощнейшим аллергеном-раздражителем для всех слоев населения. Вне зависимости от их классификации на социальные слои и сегменты. И позволить ему и дальше оставаться на посту означало только одно – весь его огромный антирейтинг начнет затрагивать рейтинг федеральной власти (Путина), не способной избавить регион от горе-управленца. Именно поэтому отставки ряда низкорейтинговых губернаторов за год до главных выборов страны были неизбежны. А Ковалев даже в рядах аутсайдеров находился на худших позициях. Так что его судьба была предрешена.

Решилась ли глобальная проблема с уходом Ковалева? 

Нет, не решилась. Точнее, решилась на короткий период, которого не достаточно для проведения весной следующего года легитимных выборов Национального Лидера с достойным результатом. 

Да, народный гнев и отторжение сконцентрировались на одном престарелом губернаторе. Это так. Но произошло это в силу его личного тщеславия, исключающего появление в СМИ любых других руководителей и депутатов области и города. Один «светился» на телеэкране – один и сконцентрировал на себе весь народный гнев. Но один на экране – не означает один в управлении регионом. И раздражал жителей он не своей прической или мешками под глазами, а исключительно результатами работы областного правительства. А работала, в основном, команда Олега Ковалева, а не он лично. 

Понятно, что, находясь на территории Рязани только с утра вторника до обеда четверга, проводя остальное время в имении под Москвой, Олег Иванович успевал давать «добро» на реализацию тех или иных проектов, но проекты эти готовились его командой. И у него было только право одобрения (или вето) по их проектам, но не было возможности провести их объективный анализ или разработать более эффективные варианты решения проблем взамен предложенных. Именно для исключения объективной оценки и появления альтернативных вариантов, первейшей задачей ближайшего окружения Ковалева было недопущение до общения с губернатором местной интеллектуальной элиты и общественности.

И если быть беспристрастными, раздражение и отторжение рязанцами экс-губернатора стало прямым следствием результативности и эффективности работы его команды. Однако, учитывая, что всю команду формировал лично он, он и стал первым пострадавшим от итогов ее работы. Причем пострадавшим не столько в потере должности, сколько в имиджевых потерях, войдя в историю Рязанской области в качестве самого неэффективного губернатора. И это – не субъективное мнение, а прямое следствие сравнения основных показателей жизнеобеспечения области на момент прихода в регион Олега Ковалева и на момент его бесславного исхода из нее.

Подчиненные, которые привели экс-губернатора к неминуемому краху 

Эксперты считают, что в первую очередь это подразделения областного правительства, отвечающие за внутреннюю политику, взаимодействие с органами местного самоуправления и СМИ. А также экономический блок и минрегбезопасности. Пример прошлых выборов губернатора, когда пошедший против Ковалева Игорь Морозов без труда смог преодолеть муниципальный фильтр, набрав достаточное количество голосов муниципальных депутатов в районах области, говорит о том, что главы муниципалитетов давно стремились к замене Ковалева. 

Что касается СМИ, то неуклюжие попытки бездумной траты значительных средств как из бюджета, так и закамуфлировано – из государственных и муниципальных предприятий, а также коммерческих структур взамен областных преференций, не реализовали задуманного. Да, СМИ получали эти средства и на своих страницах печатали только тексты, согласованные с Министерством печати (на содержание которого также уходит средств больше, чем на некоторые важнейшие социальные направления). Но это привело лишь к тому, что эти СМИ потеряли читателей, вследствие того что бессмысленно читать идентичные пресс-релизы на различных сайтах. На фоне этого расцвели независимые СМИ. Во-первых, они стали востребованы как источник альтернативной информации, а во-вторых, журналисты из «договорных» СМИ только в них имели возможность анонимно размещать свои журналистские материалы про ошибки областного правительства. Причем часто без гонораров, реализуя таким образом творческую потребность самовыражения. 

В качестве иллюстрации можно привести пример одного руководителя регионального СМИ, который в день отставки Ковалева «проставлялся» по этому поводу. На вопрос – чему радуешься, ведь ваше СМИ получало по договорам с областью одни из самых крупных траншей, был получен очень философский ответ: «Сам Ковалев – прикольный дед и претензий лично к нему у меня нет, но теперь вслед за ним отправят и Чуляеву, которая разрушила журналистику в Рязани, и, пиная Ковалева, мы давали понять ему, что блок, отвечающий за СМИ, не просто не тянет свои задачи, но и настраивает журналистов против губернатора».

Также очевидно, что и главы районов были недовольны не лично Олегом Ивановичем, которого они чаще всего видели только с экранов телевизоров. Непосредственно с ними общались вице-губернатор и министр по работе с территориями, и именно их непрофессиональная работа привела к полному провалу данного направления. 

Бессонная ночь

По информации наших источников, Сергей Филимонов пришел в областную думу на представление нового губернатора с опухшими глазами. И причина этого не в том, что он заливал горе всю ночь. Утверждают, что он был не один, и допоздна заседал некий спонтанно созданный штаб, решивший «задушить в объятиях» Николая Любимова. Не секрет, что и Сергей Филимонов, и Аркадий Фомин до последней минуты искренне ожидали, что Ковалев освобождает кабинет именно под них. Не зря оба они с большим трудом смогли пробиться в кадровый резерв президента страны. Но из этого резерва был прислан в Рязань калужский управленец, не имеющий в регионе антирейтинга и аффилированности с коммерческими структурами. В отличие от двух местных претендентов. 

И в заключение, если проанализировать рязанскую блогосферу за двое суток, можно охарактеризовать ситуацию одним словом: «ликуют». Как ни обидно осознавать это экс-губернатору, мы нашли всего четыре сообщения, сожалеющих о его уходе. И если три из них, озвученные двумя депутатами и одним журналистом, вполне логичны – при Ковалеве они получили больше разумного, и данная тенденция прерывается с его уходом, то четвертое сообщение касалось строительства Северной окружной дороги.

И всё. 

Остальной огромный поток пользователей, многие из которых диалектически принимали бюджетные перечисления, оставаясь при своем мнении, сейчас закономерно отвернулись от Олега Ивановича, попавшего на обочину карьеры...
 
Отдел политики