Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 16 февраля 2017 г.
Доктор, рожденный музыкантом
 Диагност Владимир ВУЛЕХ совмещает в себе трепетное отношение к пациентам, любовь к джазовым импровизациям и умение лечить душевные раны

Доктор Вулех… Одним словом выдыхается эта лаконичная, емкая фраза, ставшая брендом рязанской медицины. К нему на прием стремятся попасть многие, потому что он – один из лучших специалистов отделения функциональной и ультразвуковой диагностики Рязанской ОКБ, кандидат медицинских наук Владимир Моисеевич ВУЛЕХ. Но еще есть в этом человеке то, что притягивает и располагает к общению, а потом, после знакомства, заставляет возвращаться снова и снова, причем не только потому, что нужна его профессиональная помощь. Будто бы о нем говорил Гиппократ: «Врач должен быть благоразумным по своему нраву человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым».



Наверное, поэтому о Вулехе очень непросто писать, – столь велика сила его природного обаяния и широта кругозора. После первого часа общения у меня возникло абсолютное ощущение, что я беседую с музыкантом, который может говорить о музыке бесконечно и очень грамотно. Мне показалась значимой фраза В.А.Рябушева, руководителя хорового коллектива Рязанской областной клинической больницы, сказанная им о докторе Вулехе: «Родился музыкантом, а стал врачом». Видимо, от этого фонаря, как говорят музыканты, и придется играть, а разговор о Владимире Моисеевиче может получиться в ключе джазовой импровизации, столь близкой самому доктору. Иначе и быть не может, потому что человек он настолько разносторонне талантливый, что не укладывается ни в одно прокрустово ложе.

Так с чего начинать разговор о нем?

А начать нужно с поздравления, потому что 13 февраля завершился юбилейный год Владимира Моисеевича. И был он не менее интересным и насыщенным, чем предыдущие, но обозначил собой своеобразный рубеж – новую веху в его многогранной жизни, а потому примите наши искренние поздравления с еще одним днем рождения, уважаемый маэстро!

Помнится, минувшей весной он сломал руку, и пациенты оказались на время его болезни… как без рук. Когда же я спросила о травме, то неожиданно для себя услышала о том, что на гитаре он играет так же легко, а вот на рояле приходится сложнее. Это был ответ доктора или музыканта, для которого руки – главное?

Владимир Моисеевич рассказал о том, что в детстве категорически отказался учиться музыке, о чем потом очень жалел. Две его сестры и дочь – профессиональные музыканты (сын окончил РГУ им. С.А.Есенина). Сам он прекрасно импровизирует, играя джаз, легко подбирает по слуху любые мелодии, хорошо владеет гитарой. Он и романсы пишет на понравившиеся ему стихи и сам прекрасно исполняет их, обладая красивым мягким голосом. А когда бывают праздничные концерты в стенах больницы, то Вулех садится или за рояль, или радует коллег гитарным перебором, или же выходит на сцену в составе известного хора, который существует в ОКБ со дня ее основания.

И кто посмеет сказать, что у доктора Владимира Вулеха не сложилось с музыкой?

– Начинал я учиться в старейшей детской музыкальной школе №1. И так мне не нравилось играть строго по нотам, – вспоминает Владимир Моисеевич, – все мне хотелось от себя что-то добавить. И я получал двойки на экзаменах, совершенно не понимая за что, потому что у меня, как мне казалось, получалось очень даже красиво. Но педагоги так не считали почему-то. Я обижался и в итоге… бросил музыкальную школу. Мама была очень расстроена, а старшие сестры меня поддержали, сказав, что «на семью в пять человек три музыканта – перебор».

Уже в детском возрасте у мальчика открылась способность к импровизации, а сегодня его друзья, профессиональные музыканты, говорят о том, что не всякий профессионал сыграет так, как доктор Вулех. 


С большой любовью рассказывает Владимир Моисеевич о семье. Отец его – Моисей Вольфович, пришедший с братом в Россию из Польши пешком, потому что пришлось бежать от немецких нацистов, был лучшим и очень известным в Рязани закройщиком верхней мужской одежды. В советские времена он обшивал всю партийную элиту города, начиная от первого секретаря обкома Н.С.Приезжева. Мама, учительница Анна Емельяновна, свой незаурядный педагогический талант отдала семье и воспитанию одаренных детей.

В медицину юноша пошел за компанию с другом, поступив в рязанский институт. Молодой человек хотел заниматься психиатрией и студентом подрабатывал не на «Скорой помощи», как многие, а фельдшером в профильной больнице. Ему это было интересно, но в итоге стать психиатром не получилось. Три года после окончания учебы отслужил он терапевтом в стационаре районной больницы села Пителина, где его до сих пор не забыли. Пителинское время вспоминается им с радостью, потому что пришлось много полезного узнать в профессии. Когда в 1983 году Вулех вернулся в Рязань, то пришел работать в только открывшуюся ОКБ, где трудится и по сей день.

В 2002 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «К оценке резервных возможностей кардиореспираторной системы больных хроническим обструктивным бронхитом», а сегодня, помимо диагностической практики, преподает в медицинском университете курс функциональной диагностики. 

К нему на стажировку приезжают отовсюду, потому что Вулех занимается ультразвуковой диагностикой сердца более 35 лет. Вспоминаются слова академика Н.М.Амосова: «Что требуется от медицины? Совсем «немного» – правильной диагностики и хорошего лечения». 

Спрашиваю доктора, почему он стал заниматься именно диагностикой сердца.

Считается, что среди врачей-терапевтов есть так называемая элита – врачи-кардиологи. Врачами издревле назывались терапевты, а вот хирурги были цирюльниками. Это – из истории медицины. Гиппократ говорил о том, что самый важный инструмент врача – слово, потом идут травы и только после этого – нож хирурга. Но и среди кардиологов тоже есть своя элита – врачи функциональной диагностики, которые должны увидеть проблему и обозначить ее. От правильной диагностики зависит все, потому что, как правильно заметил основоположник клинической медицины в России, декан медицинского факультета Московского университета М.Я.Мудров (1772–1831), «Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут».

Римский медик, хирург и философ, один из самых знаменитых древнегреческих врачей и естествоиспытателей Гален (129 – ок. 200) говорил о том, что «Хороший врач должен быть философом». Владимир Моисеевич вносит дополнение к этому постулату: «Еще и хорошим психологом должен быть врач, потому что нужно уметь выслушать больного, не жалеть времени на разговор с ним, ибо от этого зависит и последующее лечение пациента, и, соответственно, его выздоровление. У нас мало внимания уделяется психологии, а это плохо».

Как-то неожиданно наш разговор перетекает в тему здорового духа в здоровом теле, и Владимир Моисеевич говорит о тех смертных грехах, которые сокращают жизнь человека, потому что уродуют его психику, растрачивая эмоциональные и физические силы на зависть, тщеславие, гордыню, злость. 

– Почему это смертные грехи? Потому что неправильное поведение приводит к телесному разрушению человека. Начинаются болезни, сбои в организме. И если раньше люди больше погибали от травм, то теперь это проблемы сердечно-сосудистой системы. Вы только подумайте, насколько зависть может губительно сказаться на здоровье человека! Известно же, что многим нужно, чтобы не только их похвалили, но и поругали коллегу. И люди живут этим, растрачивая свои силы совсем не на добро. Результат в итоге бывает плачевным.

Еще один штрих к портрету: оказывается, Владимир Моисеевич не имеет ни машины, ни водительских прав, но ничуть не жалеет об этом, потому что автомобиль – не его любимый механизм. Ему нравится ездить, когда за рулем сидит водитель. Вот такой он, наш именитый современник. Мешает ему это? Дает больше свободы, потому что не зависит он ни от техники, ни от побочных эффектов, которые любой технике, если она у тебя есть, сопутствуют.



И снова разговор переходит на тему его любви к классическому джазу. А когда мне довелось услышать в его исполнении известную музыку М.Таривердиева, я убедилась, как он свободно импровизировал в рамках известной ему мелодии, и никто не думал ставить ему за полет фантазии двойки, но исполнителя хотелось слушать и слушать, и чтобы музыка звучала долго-долго, а может быть, не кончалась вовсе, потому что знает доктор Вулех, как врачевать не только сердечные, но и душевные раны, а «любовь к врачебному искусству – это и есть любовь к человечеству», как совершенно справедливо давным-давно заметил его величайший коллега и неоспоримый классик доктор Гиппократ.
 
Ольга МИЩЕНКОВА