У стен Рязанского кремля звучали cпиричуэл, Римский-Корсаков, Queen и «Отче наш» на суахили
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
12 июня в День России в Рязани завершился фестиваль искусств «Кремлёвские вечера – 2016». В этом году совместный проект областной филармонии и Рязанского кремля отметил свой первый юбилей: масштабный музыкальный open-air проходит в пятый раз. Для города за это время фестиваль уже стал доброй традицией, а для зрителей – хорошей привычкой. Сотни горожан начинают свое лето с прекрасной музыки под куполами Успенского собора.
Плед, зонт и теплая куртка – без такой экипировки в этом году не обошелся ни один заядлый меломан, решивший посетить все шесть концертных вечеров. Погода не баловала. Хотя к счастью музыкантов и зрителей проливные дожди обходили сценическую площадку стороной. А хмурые тучи и пробивающиеся лучи закатного солнца служили естественной сценографией: нагнетали драматизм в напряженных моментах и окрашивали багрянцем медь симфонического оркестра.
Впрочем, не по-летнему холодная погода не снижала градус всего действа. Наоборот. «В такую погоду не хочется долго говорить, а хочется перейти сразу к музыке», – так завершил свое приветствие виолончелист Борис Андрианов. И, действительно, даже официальные чины от регионального правительства и Минкульта воздерживались от длинных речей, уступая место главной «царице» фестиваля. За неделю – с 5 по 12 июня – зрителям были представлены лучшие образцы классической, духовной, народной музыки в содружестве с другими видами искусств. Каждый день был уникален и неповторим и оставался в памяти яркой страницей музыкального календаря.
День первый – концертное исполнение оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». На сцене – ведущие солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В.Колобова в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова. Драматический сюжет отсылает к реальной истории попытки третьей женитьбы царя Ивана Грозного и скорой смерти его невесты Марфы Собакиной. Любовь и ревность, коварство и раскаяние – самая широкая палитра чувств сосредоточилась в этой проникновенной опере Римского-Корсакова. И хотя концертное исполнение не предполагает костюмов и сценических действий, но вокальные и симфонические «краски» создали выразительное полотно, трагичное и светлое одновременно.
В Пушкинский день России 6 июня прозвучало «Старомодное признание». Признание в любви, уважении и восхищении великим гениям слова, прославившим русский язык по всему миру. Поэзия Лермонтова, Есенина, Некрасова, Маяковского, Северянина, Гумилёва и, конечно же, Пушкина прозвучала в исполнении одного из лучших российских чтецов, знаменитого актера Вениамина Смехова. Поэтические строки подхватывались гитарными переборами: любимые всеми романсы представили зрителям Алика Смехова и гитарист Роман Зорькин. С особым теплом был встречен романс «Мой костер в тумане светит». Предваряя его исполнение, Алика вспомнила автора стихов Якова Полонского, могила которого находится на территории кремля. К ней, отдавая дань памяти, артистка возложила цветы после концерта. А Венианин Смехов вспомнил еще одного великого рязанского поэта Сергея Есенина, выдержав паузу и устроив своеобразный тест зрителям: «Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю…». Услышав в ответ дружное продолжение: «…в голубом» – растроганно воскликнул: «Ох, вы мои хорошие!»
8 июня на «Кремлевских вечерах» состоялась церемония вручения дипломов учащимся, студентам и педагогическим работникам, удостоенным именных стипендий Губернатора Рязанской области «Юные дарования» и премий за подготовку стипендиатов. 40 стипендий было присуждено в этом году. А концерт с участием молодых музыкантов в сопровождении симфонического оркестра подтвердил высокий уровень рязанских талантов.
На следующий день, 9 июня, до Рязани доехала «Музыкальная экспедиция» – культурный проект, инициированный виолончелистом Борисом Андриановым и Владимирским областным центром классической музыки. Уже несколько лет экспедиция путешествует по знаковым туристическим местам Владимирской области, останавливается в музейных комплексах, усадьбах и развалинах. И отмечает их на музыкальной карте запоминающимися концертами. В этом году проект расширил свои границы, покатившись дальше по России. В рязанскую экспедицию отправились выдающиеся музыканты: Борис Андрианов (виолончель), Дмитрий Илларионов (гитара) и Игорь Фёдоров (кларнет) – имена которых составили бы честь любому концертному залу. Не меньшую бы честь составила и грандиозная программа, представленная рязанцам: Чайковский, Родриго («Аранхуэсский концерт»!), Вебер, Цфасман, Карманов.
10 июня «Кремлёвские вечера» принимали «Хоровое содружество России»: Рязанский камерный хор, камерный хор Белгородской государственной филармонии, мужской хор Воронежской филармонии и камерный хор «Русский партес» Тверской филармонии. Основу программы составили духовные песнопения, русские народные песни, песни советских композиторов, хоры на стихи русских поэтов. Но и здесь не обошлось без изюминки: мужской хор Воронежской филармонии удивил песней «The show must goon» группы Queen, «Вава yetu» («Отче наш») на суахили и спиричуэлом «Didn't my Lord deliver Daniel».
Кульминацией проекта стала кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», прозвучавшая 12 июня в исполнении РГСО, Рязанского камерного хора и солистки Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Полины Шамаевой. Такой высокой нотой завершились «Кремлёвские вечера – 2016».
Но Рязанский губернаторский симфонический оркестр не спешит расставаться со зрителем: 21 июня всех ждет концерт «На бис»!
Вера НОВИКОВА