Рязанцы жалуются, что все стало дорого. Привыкнув к подорожанию товаров на 6-8% в год (статистика говорила им про 4-5%, но это не про вещи повседневного спроса), они никак не могут уложить в свою голову 20-процентное подорожание за три месяца – март, апрель и май 2022 года.
Бюджет выживания
Прожиточный минимум, определенный с 1 июня в 13 504 рубля на работающего человека кажется насмешкой: одна только дорога на работу и обратно городским транспортом требует затрат как минимум в 1000 рублей ежемесячно, а ведь есть еще коммунальные услуги…
По данным Росстата, ниже этого самого прожиточного минимума получили доходы в I квартале 2022 года 20,9 млн россиян. Примерно каждый седьмой.
В Рязанской области ситуация не лучше. В 2020 году менее чем по десять тысяч рублей в месяц имело 11,2% населения – таковы данные Рязаньстата. Этой армией бедных можно было населить города Касимов, Сасово, Скопин, Ряжск и Шилово вместе взятые! Сейчас же прожиточный минимум вырос, и, следовательно, число людей, не дотягивающих до него со своими доходами, тоже стало больше.
«На чем сэкономить?» – встает вопрос во всех рязанских семьях. Ответы бывают разные: кто-то не может отказаться от вкусного продовольствия, кто-то – от красивых обновок одежды и обуви.
Общепит и его альтернативы
Самым первым страдает общепит. Отправляясь по утрам на рабочее место, наши земляки в массовом порядке несут с собой контейнеры с заранее приготовленной едой – как несли узелки с нехитрой снедью их предки в XIX веке на пашню или в мастерскую.
А как же с романтическими свиданиями и встречами друзей? Заваленные бутылками и пакетами из-под продуктов лесопосадки и берега озер явственно показывают «народную альтернативу» общепиту.
И все-таки в апреле 2022 года жители региона отнесли в рестораны, кафе и столовые 838,5 млн руб. На каждого экономически активного гражданина (их у нас, по данным Рязаньстата, сейчас около 520 тысяч) в среднем приходится чуть более 1600 рублей. И это за четыре недели.
Учитывая, что чиновники, полицейские офицеры и средней руки предприниматели оставляют в излюбленных ими заведениях по 5–8 тысяч за вечер, а торговцы дынями ежедневно – 30 раз в месяц – едят на обед шаурму, другим не столь счастливым рязанцам остается пить в кафе один только кофе.
В поисках цветных ценников
Мерчендайзеры «Магнитов», «Перекрестков», «Дикси» и «Пятерочек» – в среднем такие же обычные люди, как и мы – охотно расскажут истории о пенсионерках, приходящих ежедневно в магазины и просматривающих ценники: они удостоверяются, не сменил ли какой-нибудь из них цвет. Желтые, красные или зеленые (в разных торговых сетях по-разному) указывают на то, что на товар введена определенная скидка. Удостоверившись, что 20 рублей экономии вполне возможны, пенсионерки несут на кассу свои любимые макароны, пластиковые емкости с селедкой, пару яблок или карамельки.
Народ выживает.
Времена, подобные концу марта 2020-го (когда запасались продуктами на время эпидемии) или концу февраля 2022-го (когда старались потратить как-то обесценивающиеся рубли, скупая электронику) больше не повторяются. Продавцы в бутиках грустно смотрят из-за прилавков на пустые торговые залы. Администраторы интернет-магазинов рассылают тысячи пуш-сообщений и мессенджей прежним покупателям в надежде на их возвращение.
Оборот розничной торговли в апреле 2022 года в Рязанской области, по данным статистического ведомства, составил 21 млрд 424 млн руб. – на 9,1% ниже, чем в том же месяце прошлого года. И это притом, что цены за год (с апреля 2021 по апрель 2022 года) выросли на 18%! Выходит, что конкретных килограммов, литров, метров и штук население купило меньше на четверть.
А тут еще и ассортимент сокращается. Это замечают как самые продвинутые юные мажоры (было в магазине восемь моделей блютус-колонок – остались две модели), так и те самые пенсионерки с авоськами – вместо 13 сортов чая на полке супермаркета лежит уже семь.
На лечении и связи пока не экономят
Объем платных услуг за первые четыпе месяца 2022 года вырос в денежном исчислении на 7,4%. Здравый смысл подсказывает: если инфляция за то же самое время составила 18%, то реальный объем услуг упал. У каждого учителя танцев стало меньше учеников, слесарей реже вызывали чинить трубы, а в каждый пункт обслуживания смартфонов пришло меньше желающих что-то улучшить.
На чем пока рязанцы не начали экономить, то есть где объем расходов поднялся на 18% или выше? В сфере телекоммуникаций, обслуживания компьютерной техники – ведь хочется остаться в XXI веке. В транспорте (45,2%), медицине (на 43,6%), ветеринарии (на 93,4%) – поскольку до экономии на собственном здоровье и здоровье братьев меньших пока не дошло. Человечность сохраняется.
Держим удар судьбы.
Никакие международные санкции нашу торговлю и сферу услуг не атаковали. Бизнес своим предложением просто отвечает на наш спрос. А спрос сжимается, потому что вопреки бравурным заявлениям чиновников и телепропагандистов трудовой люд готовится к худшему.
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас