Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 16 июля 2015 г.
Батманово правосудие
Рязанская «Новая» попыталась разобраться, почему виновнику ДТП со смертельным исходом вынесли оправдательный приговор


 
Доля оправдательных приговоров в судебной системе России в последние годы ужасающе низка и колеблется около 1%. То есть суды в РФ потихоньку становятся репрессивным органом, попросту утверждающим заключения следователей. Тем более приятно, когда оправдательный вердикт все же выносится: ну надо же, какому-то невиновному бедолаге все же повезло! Но читаешь некоторые приговоры такого рода – и радость понемногу улетучивается. Уж больно к неожиданным выводам приходят порой некоторые судьи, и некоторые тексты, выходящие из под их пера, требуют внимательного рассмотрения.
 
Съездил искупаться
 
История, о которой пойдет речь в дальнейшем, началась 30 июня 2013 года, когда Сергей НИКАНДРОВ с женой, ее сестрой и племянницей решили съездить искупаться. Вчетвером они погрузились в никандровский «Саньенг» и выехали из дома, однако поездка была недолгой. На улице Гоголя, по которой ехал Никандров, перед перекрестком с улицей Полетаева расположен знак «Уступите дорогу», однако он был проигнорирован. Поэтому, выезжая на Полетаева, как говорится в обвинительном заключении, «проявляя преступное легкомыслие, то есть предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, рассчитывая на отсутствие транспортных средств на главной дороге, «Саньенг» протаранил в районе правого заднего колеса «Рендж Ровер», который двигался по Полетаева со стороны улицы Гагарина. Не заметить в полдень, при ярком освещении большую машину весьма проблематично, так что, скорее всего, Никандров попросту не удосужился перед выездом на перекресток повернуть голову налево. Об этом говорит и сидевший в протараненном внедорожнике Александр РОМАНОВ, он утверждает, что водитель «Саньенга» в этот момент разговаривал с женой, которая сидела справа от него.

 
А дальше случилась трагедия. Романов рассказывает, что во время столкновения он ударился головой о левое боковой стекло и на какое-то время потерял сознание. Его машину повело влево, вынесло на тротуар, и она врезалась в стену дома. А на пути были сбиты два человека, мужчина и женщина: Сергей КАЛИНИН от полученных травм скончался на месте, а его гражданская супруга Наталья МАРТЬЯНОВА пострадала значительно меньше, отделавшись синяками и закрытым переломом. Уже через несколько минут на месте происшествия были «скорая» и многочисленные представители полиции, в том числе с большими звездами на погонах. Начались следственные действия.
 
Суд и следствие
 
Изначально следствие предполагало, что виновен в случившемся Никандров, который и не отрицал, что нарушил Правила дорожного движения. Была проведена автотехническая экспертиза, в процессе которой был сделан следующий вывод: «С технической точки зрения, причиной неконтролируемого перемещения (потери устойчивости) и последующий наезд на пешеходов и жилой дом автомобиля «LAND ROVER RANG ROVER SPORT» стало следствием воздействия автомобиля «SSANG YONG KYRON 2» под управлением водителя Никандрова С.А.». Опираясь на эту экспертизу и показания свидетелей, следствие направило обвинительное заключение в Железнодорожный районный суд г.Рязани, в нем утверждалось, что виновен в гибели человека именно Никандров. Однако судья Александр БАТМАНОВ, который рассматривал это дело, посчитал иначе.

 
Пока шли судебные заседания, у Александра Романова значительно испортилось здоровье. И было с чего: суд явно склонялся к тому, чтобы перенести вину именно на него. У него спрашивали про контакты в УМВД. Его вызывали в ФСБ и спрашивали, не давал ли он взятку следователю, притом, что к действительно расследуемому чекистами делу о взятках не имел отношения ни Романов, ни следователь, который вел дело о ДТП. Когда Романов заболел воспалением легких, из суда раздавались звонки его матери с угрозой доставить его в суд силой. Романов утверждает, что в своем телефоне он обнаружил признаки прослушки.
 
Также судья Батманов назначил дополнительную экспертизу, которая в отличие от первой, государственной, проводилась в частной конторе и дала совершенно другие результаты. Адвокат потерпевших не боялся «наезжать» на прокурора, ходатайства прокуратуры оставлялись без удовлетворения. В результате Батманов 17 февраля 2015 года выносит вердикт о невиновности Никандрова (в апелляционной инстанции 25 мая судья Светлана КОЛУПАЕВА оставила его без изменений), причем снабжает свой приговор такими пассажами, которые требуют отдельного рассмотрения.
 
Где логика?
 
В своем приговоре Батманов пишет: «После вступления приговора в законную силу уголовное дело на основании ч.3 ст.306 УПК РФ направить в следственный орган для производства предварительного расследования для решения вопроса о возможной причастности к смерти пешехода Калинина С.В. иного лица». Иное лицо – это, надо понимать, Александр Романов, других кандидатов в виновные вроде не видно. Основанием для этого стали сомнения судьи в том, что Романов после удара терял сознание, ведь это не подкрепляется ничем, кроме его слов. Хорошо, но ведь кроме свидетельских показаний и экспертиз в приговоре должна присутствовать хотя бы элементарная логика. Допустим, Романов не потерял сознание после тарана машиной Никандрова, что же тогда получается? Вместо того чтобы остановиться на месте ДТП, в котором явно виновен не он, Романов едет дальше, выруливает влево и, перепрыгнув через тротуар, тормозит при помощи дома, сбивая по пути людей? Это что, гораздо логичней звучит, или все-таки такую гипотезу следует рассматривать лишь в порядке бреда?
 
«Намекая» на виновность Романова, Батманов отдает распоряжение об освобождении со штрафстоянки машины Никандрова, а пострадавший «Рендж Ровер» Романова оставляет на месте. Это как понимать? Может, делается это для того, чтобы в очередной экспертизе машина Никандрова поучаствовать уже не смогла?
 
В приговор также вошло странное суждение о позе Романова, которая запечатлена на фото, сделанном после ДТП. То есть суд по позе человека на фото, без должного заключения специалиста, сделал выводы о здоровье Романова как в момент ДТП, так и после него. Стоит, по телефону разговаривает, значит, абсолютно здоров! А вообще-то, именно Романов вызвал сначала на место происшествия «скорую» и полицию, а только потом стал звонить родным!
 
Но лучшие строки в приговоре – про причинно-следственную связь. «Автомобиль Романова А.В. выехал на левый тротуар по ходу своего движения не в результате воздействия на него автомобиля Никандрова С.А., а по иным причинам, в связи с чем необходимой причинно-следственной связи между действиями Никандрова С.А. как с выездом автомобиля Романова А.В. на левый тротуар по ходу его движения, так и с последующим его наездом на пешеходов .... не имеется». И еще: «Причинная связь между действиями Никандрова С.А. и наступившими последствиями в виде смерти пешехода Калинина С.В. под колесами автомобиля Романова А.В. является случайной и основанием уголовной ответственности служить не может».
 
Случайной, ну да. Кто-нибудь может себе в таком случае рассчитать вероятность того, что если бы не таран Никандрова, Романов не ехал бы себе прямо по улице, а вдруг решил ни с того ни с сего свернуть влево, в сторону людей и строений? Кто-нибудь знает такие ничтожно малые величины? Тем не менее, судья Батманов счел, что никакой связи здесь нет, просто случайность! Как можно объяснить такую логику суда?
 
Откуда ветер дует
 
Вообще-то, попытки наехать на Романова начались уже сразу после ДТП. Прямо на следующий день после трагедии в здание, где располагается его офис, заявились борцы с экономическими преступлениями в форме и стали изымать оргтехнику. Изымали поначалу у всех организаций подряд, потом оказалось, что их интересует именно романовская фирма. Тут он вспомнил, что, давая показания накануне, назвал номер здания, но не офиса... Чудеса, конечно, и причинно-следственной связи здесь никакой.
 
Кто мог организовать столь мощное прикрытие для Сергея Никандрова? Источники утверждают, что он имеет тесные связи и знакомства с бывшими и нынешними высокопоставленными сотрудниками рязанской полиции.
 
Как бы то ни было, по данному делу должна еще высказаться кассационная инстанция. Будем надеяться, что хотя бы там некоторым причинно-следственным связям дадут должную оценку.
 
Отдел расследований